17:4107.12.11

Перспективы участия предприятий Мурманской области в Штокмановском проекте весьма призрачны

Перспективы участия предприятий Мурманской области в Штокмановском проекте весьма призрачны

Такой вывод напрашивается по итогам сегодняшнего международного семинара в Мурманске по развитию Штокмановского проекта, организованного Ассоциацией поставщиков нефтегазового оборудования «Мурманшельф». Точку зрения на возможности и проблемы строительства подводного добычного комплекса для работы на Штокмане от имени компании «ФМСи Технолоджи» выразил ее представитель Тур Олаф Андерсен (фото 1).
Господин Андерсен рассказал, что компания, которую он представляет, имеет опыт работы с российскими морскими месторождениями. В частности, вела проект по подготовке к разработке Киринского газоконденсатного месторождения, которое располагается на шельфе Охотского моря, у восточного побережья острова Сахалин. Это месторождение входит в перспективный нефтегазовый проект «Сахалин-3». В 2009 году «ФМСи Технолоджи» выступила генподрядчиком по разработке концепции проекта и подготовке к работе подводного добычного комплекса на Киринском газоконденсатном месторождении. «Газпром» планирует там начать добычу газового конденсата в конце 2012 года. Проект соглашения с «ФМСи Технолоджи» оценивался в 190 млн рублей.
Месторождение находится в 28 км от Сахалина, расстояние между системами в добычном комплекса составляет порядка 8 км, рассказывал Тур Олаф Андерсен. Установка комплекса производилась без участия подводных бригад, работа велась под дистанционным управлением с берега.
«Это был серьезный проект, который мы должны были завершить в течение одного года, без права на ошибку, - пояснил Тур Олаф Андерсен. - Поэтому пригласили к сотрудничеству проверенных подрядчиков из Норвегии, Шотландии, Сингапура, Санкт-Петербурга».
Кстати, в СПб «ФМСи Технолоджи» открыла центр для обучения своих специалистов, которые затем в течение 1 года проходят практику в Норвегии, а затем возвращаются в Россию для работы на предприятиях дружественных профильных компаний.
Господин Андерсен сообщил, что оборудование для подводного добычного комплекса поставлялось тремя путями, первый - морской, по Суэцкому каналу, второй - по Севморпути, и третий - по воздуху, для чего использовался самолет российской компании, вывозивший оборудование из норвежского Бергена.
«Донное основание для добычного комплекса, который станет работать на Штокмане, можно сделать в Мурманске, - не исключает Тур Олаф Андерсен. - Этим могла бы заняться компания «Рейнертсен НВР», которая собирает у вас металлоконструкции для норвежских заказчиков».
«Рейнертсен» самой приходится свой более-менее постоянный штат сокращать, - сказал вчера в интервью ИА «Nord-news» по совершенно другой тематике Григорий Шатило, директор Мурманского индустриального лицея. - Раньше компания с норвежским происхождением «Рейнертсен НВР», что на Абрам-Мысе, принимала из индустриального лицея на практику 4-5 человек, а сейчас взяли одного, и того - «на птичьих правах». Сегодня у нее нет заказов, почти 150 человек уволили - сварщиков, трубопроводчиков, слесарей. Выиграют следующий аукцион - снова будут набирать персонал. Для работы по срочному трудовому договору, контракту, временно. Так же работают и другие малые и средние предприятия Мурманской области».
Но вернемся к сегодняшнему мероприятию. «Трудности для российских предприятий составляют проблемы с качеством выпускаемой продукции, - говорит господин Андерсен. - «Рейнертсен» будет заниматься поставкой материалов на российскую базу в Мурманске, а здесь будет осуществляться сборка металлоконструкций. Что касается перевозок морем, то у российских судов не хватает грузоподъемности для работы с большими грузами. Когда мы работали с Киринским проектом, то использовали российское судно, но его пришлось надстраивать до 1,5-2 тысяч тонн грузоподъемности».
Участники семинара адресовали господину Андерсену ряд вопросов. Он пояснил, что обучение в образовательном центре «ФМСи Технолоджи», открытом в Петербурге, длится полгода. Уже выпущена группа в 50 человек со степенью магистров. Там могут работать и российские преподаватели, но «коммерческая работа с университетами нам запрещена». Представитель компании пояснил, что российские предприятия будут адаптироваться к западным требованиям качества еще года 3-4, пока не поймут, что от этого требования никто не откажется. По поводу перспектив участия в проекте по строительству и обслуживанию подводного добычного комплекса на Штокмане господин Андерсен опять привел в качестве примера компанию «Рейнертсен НВР», где используется труд местного населения. Он также посетовал, что препятствием открытия сервисного центра обслуживания проекта на 35 заводе Мурманска служит большая степень «закрытости» (режимности объекта. - Авт.).
Президент Ассоциации поставщиков «Мурманшельф» Григорий Стратий возразил, приведя пример с работой на платформе «Приразломная». Как известно, она стояла на специально выделенном причале 35 СРЗ, и доступ к объекту был обеспечен в пределах разумного. «Инвестора наедине с его проблемами мы не оставим», - пообещал Григорий Иванович.
Господин Андерсен подтвердил, что концепцию строительства подводного добычного комплекса на Киринском месторождении предложил не «Газпром», а «ФМСи Технолоджи».

Поделиться: