11:0114.12.11

«Родине Деда Мороза» нужен ребрендинг, Иван Мосеев

«Родине Деда Мороза» нужен ребрендинг, Иван Мосеев

Всероссийский проект «Родина Деда Мороза» нуждается в ребрендинге, который бы давал более четкое обоснование развитию туристической новогодней логистики для соседних регионов Русского Севера. Такое мнение на проходящей 13-14 декабря в Вологде Международной конференции «Туристские бренды - генератор развития территорий» высказал директор Научно-образовательного центра «Поморский институт коренных и малочисленных народов Севера» Северного (Арктического) федерального университета (НОЦ «Поморский институт», г. Архангельск) Иван Мосеев (фото). Одним из приоритетных направлений работы этого структурного подразделения главного арктического университета страны являются исследования в области развития регионального и этнического туризма на европейском Севере России.
- Суть проблемы в том, что для жителей центральной и южной России Родина Деда Мороза находится на Севере, и это нормально, - говорит Иван Мосеев. - Но для миллионов жителей европейского Севера, включая Мурманскую, Архангельскую области, республики Коми и Карелию, а также Ненецкий автономный округ, место обитания самого морозного персонажа оказалось далеко на юге, за тысячи километров, в Великом Устюге. Как объяснять детям нашего Крайнего Севера, почему Дед Мороз должен жить не на самом севере нашей страны?
- Представление о том, что Дед Мороз приходит россиянам из Русской Арктики оказалось не менее сильным и живучим стереотипом, чем продвинутый миф о великоустюжской родине Деда Мороза, - пояснил Иван Мосеев. - Но если арктический миф остается таким живучим, то надо ли его игнорировать, а тем более видеть в нем конкурента? Разумнее заставить оба мифа работать, например, в рамках популярного сегодня Арктического вектора развития туризма, развиваемого в Поморье, в Архангельской области. Вологде надо активнее вовлекать соседние северные регионы в процесс ребрендинга своего проекта «Родина Деда Мороза».
Например, Архангельская область может предложить в развитие темы проектную идею «Арктический дом Деда Мороза». Практически все жители нашей страны с детства знают, что Дед Мороз живет среди белых медведей, моржей в маленьком домике в Арктике. Об этом они узнали из популярного детского мультфильма «Дед Мороз и Лето». В течение года Арктический Дедушка Мороз получает от детей письма с просьбами и мастерит для них новогодние подарки. А под Новый год отправляется с подарками в гости к детям, на юг.
Сегодня в эту туристическую логистику вписывается такие проекты, как национальный парк «Русская Арктика», региональные дома Деда Мороза в Мурманской и Архангельской областях, и разумеется, Дом Деда Мороза в Великом Устюге.
По мнению директора НОЦ, «Арктический домик Деда Мороза» логично разместить в Русской Арктике, на Земле Франца-Иосифа. Он может стать новым туристическим объектом для арктических туристов.
Сегодня самое северное в мире почтовое отделение действует на территории архипелага Земля Франца Иосифа на острове Хейса в Архангельской области. Этот арктический адрес «Архангельск 163100» (адрес полярной станции, изучающей северные сияния) может стать юридическим адресом всероссийского Деда Мороза. А Великий Устюг сохранит за собой почтовый адрес, куда будут направляться все письма, адресованные этому персонажу.
Для Архангельска «Домик Деда Мороза в Арктике» далеко не новая идея. Ведь еще в советские годы десятки тысяч детей писали письма Деду Морозу на адрес самого северного почтового отделения Северной почты СССР. По договоренности с Минсвязи СССР все эти письма оставались на Главпочтамте в Архангельске.
«Фактически это был почтовый спам, с которым не знали, что делать дальше, - пояснил Иван Мосеев. - Лишь в конце 80-х главная в регионе молодежная организация того времени, Архангельский обком ВЛКСМ, предложила проект Почта Деда Мороза, но 20 лет назад инициаторы не нашли финансирования для его продвижения. Лишь десять лет назад все письма, адресованные Деду Морозу, стали переадресовываться в Великий Устюг».
Тем не менее, представление о том, что Дед Мороз должен жить в Русской Арктике, прочно закрепилось в сознании россиян. Можно бороться с этим стереотипом, но можно придумать, как включить его в обновленную легенду о Великом Устюге. Например, можно обозначить бренд «Великий Устюг - Главная резиденция Деда Мороза».
Наша справка:
Мосеев Иван Иванович, директор НОЦ «Поморский институт коренных и малочисленных народов Севера» Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова (НОЦ ПИКиМНС САФУ). Институт является структурным подразделением университета, создан в июле 2011 года. Среди ведущих направлений исследований по теме КМНС, одним из приоритетных направлений его работы являются консультации в области развития регионального и этнического туризма на европейском Севере России.
И. И. Мосеев член президиума Ассоциации развития туризма Архангельской области, член президиума общественного Совета по туризму Правительства Архангельской области, участник рабочей группы регионального проекта областного правительства «Стратегия развития туризма в Архангельской области до 2030 г.». Автор стратегического проекта комплексного продвижения аттрактивных территорий Архангельской области «Поморье - зонтичный бренд Архангельской области». С 1992 года председатель Совета Национального культурного центра «Поморское Возрождение». Работал главным редактором нескольких деловых изданий в Архангельской области.
Автор серии инновационных культурных международных проектов, среди которых: проект возрождения главного ежегодного торгового и культурного мероприятия Архангельской области - Маргаритинской ярмарки в Архангельске, проект этнокультурного осеннего праздника «Поморский Новый год», туристический проект «Архангельск - город Робинзона Крузо», книга-сувенир «Поморские сказки» на русском, норвежском и поморском языках, создание международного клуба почетных поморов «Поморское Братство», организация и проведение всероссийских съездов поморов, составление и издание словаря краткого поморского языка «Поморьска говоря» (проект получил первую премию фонда «Форд моторс компани» и первую премию Министерства печати и массовых коммуникаций РФ в номинации «культура»), автор проекта «Кибас - поморский сувенир», автор международного проекта «Поморский фестиваль народной кухни» (помор Этнофуд 2011) и других.
Все проекты отмечены наградами федеральных и зарубежных организаций, а также областного правительства и муниципальных образований. В сентябре 2011 года за заслуги в организации и продвижении ежегодного Поморского фестиваля в г. Вардё (Норвегия) награжден серебряной медалью от муниципалитета г. Вардё, побратима г. Архангельска.

Поделиться: