Олег Рурин, директор департамента региональных программ Фонда ЖКХ,  представил на сегодняшнем заседании межведомственной рабочей группы по организации региональной системы капитального ремонта презентацию, подготовленную к конференции, недавно прошедшей в Санкт Петербурге.
«В 90-е годы прошел резкий спад капительных ремонтов в многоквартирных домах, - отметил Олег Станиславович. - Только в период действия Фонда с 2008-2011 годов мы наблюдаем их рост. Без ремонтов дома преждевременно изнашиваются, что напрямую влияет на качество жизни людей. Как следствие, увеличивается объем домов, признаваемых аварийными, увеличивается нагрузка на муниципальные и региональные бюджеты. Жилищный кодекс правильно возложил бремя на собственников имущества, но проблема состоит в том, что люди по факту не финансируют капитальный ремонт. В определенной степени это связано с ментальностью - преобладает точка зрения, что жители всегда вносили все платежи. И «пусть нам теперь все отремонтируют». Даже в тех случаях, когда находится ответственная группа лиц, готовых финансировать свою часть ремонта, всегда будет пассивная группа, которая будет блокировать решение. Особенно, если это связано с внесением платежей. В настоящее время активных рычагов к принуждению собственников оплачивать капремонт своих домов нет. 5%, которые сегодня им необходимо внести, являются весьма льготными. Были трудности в начальном периоде работы Фонда ЖКХ, когда собственники отказывались носить плату даже в таком объеме. Действующие программы Фонда, на самом деле, блокируют другие формы финансирования. Действительно, зачем агитировать людей - сдавать деньги на ремонт, когда проще встать в очередь в Фонд на получение средств. И пределы ответственности будут ограниченны только 5%. Особенность сегодняшнего критического состояния состоит в том, что кредитные механизмы в сфере ЖКХ большей частью не работают. Кредиты если и привлекаются в отдельных случаях, то они связаны с банковскими программами. Требования банков и собственников жилья в большей степени расходятся, и это блокирует поток кредитных ресурсов на капремонт жилья. Масштаб проблемы нарастает: к 2020 году достигнем потребности в капремонте в 60%. В деньгах по РФ это исчисляется триллионами рублей.
Региональная система капремонта требует законодательного решения: и в части ежемесячных отчислений собственников для аккумуляции средств на капремонт, и системы мер по стимулированию собственников на федеральном и региональном уровне. Необходимо также задействовать в обязательном порядке кредитные механизмы и организационные, которые позволят управлять процессами. Этому способствуют также целевые региональные и муниципальные программы.
Есть риски, связанные с взаимным финансированием домов. Средства, аккумулированные на капремонт домов, не должны отлеживаться на депозитах, а реально участвуют в ремонте. Возникает угроза дисбаланса между обязательствами по работе коллективной системы и собираемостью средств. Необходимо предусмотреть введение нормативных мер по контролю за деятельностью УК. Есть угроза, что повышение платы коммунальные услуги вызовет негативную реакцию жителей по уплате определенной части платежей. Снизить этот риск можно, применяя систему субсидирования, чтобы погасить часть платежей за малоимущих, и другие меры.
Необходимо предусмотреть участие собственников в принятии всех ключевых решений на этапе принятия закона. Мы разработали финансовую модель деятельности таких региональных систем. Хотел бы поблагодарить город Мончегорск, который представил программы, с помощью которых можно было оценить деятельность таких фондов. Основной принцип: определяются базовые характеристики по каждому элементу дома, которые в значительной степени влияют на стоимость проведения капитальных работ. Далее высчитывается средняя стоимость ремонта, и выходим на средний норматив платежа, который должен поступать со всех источников в нормативные сроки. На основании этого можно спланировать сроки работ и средства на долгосрочный период.
Пилотные проекты, кроме Мурманской области, станут работать в Ярославской области, Башкортостане, Краснодарском крае, Смоленской области. Все проекты направлены на выработку механизмов, которые затем будет использоваться для принятия федерального закона. Его проект находится в большей степени готовности.
Рассчитав Мончегорск, мы получили, что наиболее низкую удельную стоимость имеют панельные дома. Удельная стоимость метра площади мало зависит от этажности. 1-2-х этажные дома имеют в разы высокую удельную стоимость ремонта, вплоть до 18 тысяч рублей за 1 квадратный метр. При этом мы должны понимать, что в этих домах проживает наименее обеспеченная часть населения. Поэтому мы должны ограничивать участие таких домов в региональной системе капитального ремонта. Переносить финансовую нагрузку на других участников этой схемы, мы считаем, не очень правильно. Надо установить ограничение по предельной стоимости.
По очередности капремонта. Нужно говорить о разных горизонтах планирования - долгосрочный и краткосрочный. Все жители дома должны понимать: когда и какие работы в этом доме будут произведены. Здесь требуются постоянные критерии: прогнозирование потребности в ремонте, срок жизни дома, число жителей. В 1-2-х летний срок ремонта нужно обеспечить собираемость платежей. Должно быть дополнительное субсидирование, без нее собственники не справятся. Будет 3 источника платежей: платежи граждан, субсидии, кредит».

Поделиться: