09:2616.12.11

Готовы граждане или нет, а платить за дальнейший капремонт домов придется, Ольга Сердюк

Готовы граждане или нет, а платить за дальнейший капремонт домов  придется, Ольга Сердюк

На вчерашнем заседании межведомственной рабочей группы по организации региональной системы капитального ремонта в Мурманской области состоялся обмен мнениями, наиболее важные, на наш взгляд, мы сейчас приводим.
- Не ставится цель создать такую систему во что бы то ни стало, вопреки действующему законодательству, - еще раз уточнил Олег Рурин, директор департамента региональных программ Фонда ЖКХ. - Мы не станем вас подбивать на нарушение закона. Но должны узнать, какие у вас есть препятствия.
- Мы же уже все обсудили на первом заседании рабочей группы, - информировал заместитель губернатора Александр Ведерников. - Есть какое-то результативное решение. Зачем опять все обсуждать? Хорошо, если бы кто-то его озвучил. Может быть, кто-то пояснит: какие были сомнения?
- Я свои сомнения сказал во вступительной речи, - сделал отсылку по времени на 40 минут назад Владимир Софьин, заместитель министра энергетики и ЖКХ. - Первое, что было сказано, - о необходимости создания такой региональной системы. Сомнения в этой необходимости были развеяны на первом заседании рабочей группы. Во-вторых, было сказано об отсутствии федеральных нормативных актов, которые бы позволили ту целевую модель ремонта, о которой говорил Олег Станиславович, реализовать в регионе. Мы разбили эту задачу на две подзадачи. Сначала обсудили организационно-правовую форму Фонда ЖКХ как института, который мог бы управлять ремонтом многоквартирных домов. Мы обсуждали возможность софинансирования и аккумулирования средств как граждан, так и областного и муниципального бюджета для того, чтобы формировать программы ремонта многоквартирных домов. Пришли к мнению, что в организационно-правовой форме заниматься этим должен образованный региональный фонд как общественная организация. Пока нет возможности привлекать средства граждан для капитального ремонта многоквартирных домов на законодательной основе, то это можно сделать только на добровольной основе, признав необходимость этого на собрании жильцов. То есть основными источниками финансирования были определены федеральные, региональные, муниципальные. И оставить 5% средств собственников с 185-ФЗ. Если отдельные граждане готовы выплатить за ремонт больше, то для них планка была определена до 20%.
- Мы отправили свои предложения в правительство РФ, что финансирование в 2012 году сохраняется на уровне 2011 года, - сказал Олег Рурин. - Предлагаем повысить планку участия до 10% от стоимости работ. Но при этом установить ограничение на рассрочку платежа, платить ежемесячно. Звучит так: 10%, но не более 5 рублей с 1 квадратного метра жилого помещения в месяц. Таким образом, мы прокладываем будущий мостик к системам накопительного характера. С 2013 года предлагаем полностью поменять систему капитального ремонта, отдавая все в руки региональной системе капитального ремонта. При этом заложить механизм субсидирования не работ, а накоплений. Условно: на 1 рубль финансирования собственников - государство, регион, муниципалитет закладывают 1 рубль своего финансирования. Мы будем стимулировать собственников создавать поток своих накоплений и довести уровень накоплений до 50%. Мы говорим о накопления межремонтного периода в 25 лет. До принятия закона мы должны поощрять добровольность.
- Мы считаем, что предельной для Мурманской области для собственника будет не 5 рублей за «квадрат», а 3 рубля, - уточнил Владимир Софьин.
- У нас на мазут ежегодно отвлекаются значительные суммы на покрытие убытков теплоснабжающим организациям, - пояснил Роман Дурягин, начальник управления доходов областного бюджета регионального Минфина. - При установлении обязательного платежа на капитальный ремонт гражданами, с учетом ограничения роста платы за жилищно-коммунальные услуги ежемесячно, у нас у бюджета появляются дополнительные доходы на компенсацию убытков теплоснабжающим организациям, с другой стороны - у бюджета появляются дополнительные расходы в виде выделения субсидий отдельным категориям граждан по квартплате. С третьей стороны, будут дополнительные обязательства по пополнению регионального фонда капремонта. У меня остался вопрос по поводу уполномоченного банка. При работе Фонда ЖКХ таким уполномоченным банком является Минфин. А у нас? И какие будут условия для хранения средств УК? Либо мы выкладывает деньги на депозит с начислением процентов, либо это средства, которые просто лежат. В системе Фонда ЖКХ представлена модель, где за региональным фондом закрепляется функция аккумулирования средств. Может ли у регионального фонда сохраниться модель федерального Фонда? В региональный фонд поступают средства из областного бюджета и федерального, а потом распределяются между муниципальными образованиями?
- Действительно расходы бюджетов на проведения капремонта вырастают, - признал Олег Рурин. - Но в рамках региона увеличение объемов работ по капремонту принесет 2 положительных фактора: увеличение валового регионального продукта и поступления налогов. Необходимо учитывать и систему компенсаций для регионов. Ту же компенсацию по мазутозависимости. Капремонт повысит энергоэффективность, значит, снизятся расходы на отопление. В режиме эксперимента мы не оговариваем систему ограничений по выбору банков. Но не исключаю, что при выходе ФЗ такие ограничения будут. Если мы говорим о схеме взаимного финансирования, то остатки средств будут аккумулироваться не на счетах управляющих компаний, а на региональных. И станут направляться на ремонт домов с какой-то очередностью. По возможности сохранения 185-ФЗ: не получится, потому что основная цель - переложить бремя ремонта на собственников. Оно огромно, собирать нужно не по 3 рубля с собственника за «квадрат», а по 3 тысячи. Чтобы снизить нагрузку, нужно в большей степени увеличивать срок накопления. Субсидии надо выдавать на накопления, а не на ремонт домов.
Необходимо будет убеждать население, чтобы оно доверило своей управляющей компании передать средства собственников на длительное хранение в банковскую структуру.
- Давайте, структурируем разговор, - предложил Александр Ведерников. - Мы переплетаем в одно выступление совершенно несвязные вещи. Если мы говорим о системе накопления, то давайте чуть-чуть поговорим о ней. Обсуждать организационно-правовую форму нужно только тогда, когда мы нарисовали для себя какую-то диаграмму. Для простой аккумуляции средств у нас есть механизм долгосрочных целевых программ, там есть показатели по внебюджетным инвестициям. А мы требуем софинансирования, испражнимся, но что-нибудь придумаем. Вопрос в другом: как собрать внебюджетные деньги. Сбербанк уже хочет счета завести накопительные. У нас одна из самых высоких квартплат, поэтому уместно ли хоть на что-то выделять средства?
- А ваше мнение какое? - поинтересовался Олег Рурин.
- Шашки наголо, и за бюджет! Но мое мнение - не определяющее. Я как раз яростный представитель системы, который говорит: бюджет денег не даст. Но не получится. В Мурманской области одна из самых высоких квартплат: 5 рублей из 3 тысяч рублей заплатим или 5 рублей из 7 тысяч - разница кроется в доходах собственников.
- Ваше мнение такое: без капитального ремонта, пусть все переходит в аварийное состояние, - сформулировал свой ответ за заместителя губернатора Олег Рурин. - Но наступит такое время, когда людей понадобится расселять. Откуда будете брать деньги?
- Митинг оппозиции - в субботу, - пошутил Александр Ведерников.
- Я добиваюсь конструктивности, - пояснил Олег Рурин. - Вы формулируете идею, в которую сами не верите.
- Конструктивность такая: несем пластиковую доску, берем маркер и вырисовываем денежный поток системы, которая мотивирует жителей к взносам, - предложил замгубернатора. Как только мы нарисуем диаграмму, будет понятна организационно-правовая форма. Об этом я сказал 2 недели назад на заседании рабочей группы.
Меня всегда пугают такие рассуждения: идея не нравится, но пусть ее сформулируют законодательно, - вступила в спор Ольга Сердюк, заместитель генерального директора Фонда ЖКХ. - Создавать закон, в который мы не верим, - не очень правильно. Есть начальные вещи, которые мы должны принимать. Нам разрешили приватизировать квартиры, забыв предупредить, что за все придется потом платить. Мы живем в такой ситуации с 2004 года, когда в Жилищном кодексе прописали, что за все отвечает собственник. Поэтому готовы граждане или нет, выполнять закон придется.

Поделиться: