10:3516.12.11

Брошенные в Арктике бочки можно использовать как вешки для прокладки вездеходных дорог, Владимир Михайличенко

Брошенные в Арктике бочки можно использовать как вешки для прокладки вездеходных дорог, Владимир Михайличенко

Такие дороги необходимо создать для сохранения тундровых почв от гусеничного транспорта, считает исполнительный директор «Некоммерческого партнерства по координации использования Северного морского пути» Владимир Михайличенко, сообщает www.ria.ru.
«Одна из главных проблем в тундре - не только бочки и мусор, но нарушение тонкого «эпидермиса» тундры гусеничным транспортом. Бесхозные бочки можно приспособить, чтобы ограничить движение вездеходов - чтобы ездили по одному и тому же пути, не нарушая почву на больших площадях», - сказал Михайличенко.
По его словам, на многих арктических территориях - например, на Шпицбергене и в Гренландии - проблеме «регулирования» движения транспорта по тундре уделяется большое внимание. Эксперт считает, что применение опыта Гренландии, где брошенные бочки из-под горюче-смазочных материалов (ГСМ) используются как вешки для разметки вездеходных дорог, применим и у нас.
По мнению собеседника агентства, это поможет использовать хотя бы часть оставленного в Арктике мусора в благих целях. Пустые бочки наполняют камнями, связывают тросами и используют как бордюр, ограничивающий дорогу для гусеничного транспорта, пояснил он.
По его словам, такое решение дает еще одно преимущество: подобные «вешки» довольно надежны, их видно даже в пургу, что позволяет не сбиться с пути в трудных погодных условиях.
По мнению заместителя директора Института географии РАН, профессора Аркадия Тишкова, возобновление разрушенных тундровых экосистем происходит за сотни, порой - тысячи лет, а иногда после воздействия человека о восстановлении арктической природы говорить вообще не приходится. По его словам, особенно опасно нарушать почвенный покров на территориях с вечной мерзлотой: может возникнуть «каскадный эффект», при котором почвенная эрозия превращает один квадратный метр повреждений поверхности тундры в десятки и сотни квадратных метров.
Михайличенко считает, что масштабы мусорной проблемы в Арктике все еще недооцениваются: необходимо работать над извлечением «топляков» (затонувших, чаще всего, возле точек выгрузки на берег судов) и утилизацией все тех же бочек из-под ГСМ.
«Точных данных нет, но я считаю, что по всей трассе Севморпути - миллионы бочек, проблема грандиозная... То, что сейчас начали на Земле Франца-Иосифа, - это очень важно, конечно, но это только начало», - подчеркнул Михайличенко.
Напомним, в июле учеными Совета по изучению производственных сил начат проект по очистке архипелага Земля Франца-Иосифа от накопленного экологического ущерба. В частности, планируется вывезти оттуда более 400 тысяч бочек и других единиц металлической тары для ГСМ, которые, по оценке Минприроды, должны составить после утилизации около 27 тысяч тонн металлолома.

 

 

Поделиться: