09:2619.12.11

Российская налоговая система слишком благоволит богатым?

Российская налоговая система слишком благоволит богатым?

Налоги - основа благосостояния любого государства. Если бы в Греции правители умели собирать налоги, то едва ли страна оказалась бы на пороге дефолта по суверенным обязательствам. А как соотносится доверие налогоплательщиков к властям с размером налогов и их собираемостью? И как обстоит дело с налогами в России? Об этом в газете «Аргументы и Факты» пишет директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев. 
Во-первых, граждане не ощущают налогового бремени и потому очень нетребовательны к государству. В США, например, подоходный налог в 2010-2011 финансовом году составил 8,4% ВВП и обеспечил 43,6% доходов федерального бюджета. В России в 2011 году - 3,6% ВВП и целиком зачислен в местные бюджеты. Центр данного налога не получает, а значит не заинтересован в росте благосостояния людей. Граждане считают ставку подоходного налога в 13% низкой и не интересуются, как власть его тратит.
На самом деле мы платим большие налоги. Если в тех же США страховые платежи в систему пенсионного и медицинского обеспечения составляют 15,3% от заработка работника, то у нас - 34% (с начала 2012 года они снизятся, но только до 30%).
Таможенные пошлины в США обеспечивают 1,1% доходов бюджета, а в России - больше половины всех его поступлений. А платим за подорожавшие из-за пошлин товары тоже мы с вами. Если бы мы точно знали, сколько отдаем государству, мы бы активнее требовали отчета о государственных тратах. Отсюда вывод: нужно перенести акцент на прямые налоги - не запрятанные в пошлинах и затратах бизнеса, а такие, которые граждане выплачивают осознанно и сами, а не через работодателя. Без этого создать ответственное общество невозможно.
Во-вторых, наши бюджетные поступления - это на 53,3% сборы от внешнеторговой деятельности. Государство получает огромные доходы от пошлин на экспорт нефти и иного сырья, пошлины и акцизы от импорта автомобилей и других товаров и еще собирает налог на добавленную стоимость (НДС) на весь импорт, хотя он в России и не произведен.
Тем самым мы напоминаем феодальных баронов, кормившихся за счет купцов, которые возили свои товары через их владения. Сегодня такая доля таможенных платежей в бюджете характерна только для африканских стран, которые способны лишь обирать компании, занимающиеся экспортом и импортом. По этому показателю мы находимся рядом с Чадом, Нигером и Мали.
Бюджет США в прошлом тоже наполнялся таможенными пошлинами, но тот уровень, на котором сейчас находится Россия, в последний раз фиксировался там в 1892 году. Собственно, это показывает, насколько наша финансовая система отстала от развитого мира. В этой связи очевидная рекомендация - отменить пошлины и собирать причитающиеся казне средства через налоги на прибыль корпораций, как во всем цивилизованном мире.
Третий недостаток российской налоговой системы связан с НДС. Его относительно легко собирать, что и делают в большинстве стран мира. Однако проблема России в том, что мы мало производим для внутреннего рынка и много - для внешнего. В итоге в 2012 году по только что принятому бюджету за товары, произведенные в России, планируется собрать всего 1,87 трлн рублей НДС. При этом почти 1 трлн рублей будет возвращен производителям тех товаров, которые вывезут за рубеж. Таким образом, останется менее 1 трлн рублей - и при этом злоупотребления в связи с возвратом НДС уже стали притчей во языцех. Такой возврат налога стимулирует экспорт, и, конечно, он важен, если страна экспортирует промышленные товары, но это не наш случай.
Поэтому было бы правильно заменить НДС налогом с продаж конечного товара (в США он составляет от 2 до 13%). И, кстати, тогда граждане будут ясно видеть в чеке, насколько товар дороже, чем написано на ценнике, и уж точно не забудут, что постоянно платят налоги.
И, наконец, российская налоговая система слишком благоволит богатым. Все платят единый подоходный налог в 13%, и даже малообеспеченные от него не освобождены. В Китае, например, этот сбор не берут с доходов, не превышающих на наши деньги 5,2 тысячи рублей в месяц. Более того, богатые не платят страховых пенсионных и медицинских платежей с доходов, превышающих 463 тысячи рублей в год. Это значит, что, выплачивая зарплату в 35 тыс. рублей в месяц, придется начислять 34%, с 200 тысяч рублей - 6,6%, а с 1 млн рублей в месяц - всего 1,3%.
Но и это не все! Наши нувориши получают доходы не столько в виде зарплат, сколько в виде дивидендов от принадлежащих им компаний, а такие доходы облагаются в России по ставке в 9% (в Китае - 20%, а в сырьевой Австралии - 45%). И полный финиш: если вы хотите выплачивать эти дивиденды в пользу офшоров, часто скрывающих собственность чиновников и политиков, налог будет еще меньше - 5%. То есть государство само подталкивает к выводу собственности за рубеж.
Естественно, что в данном случае нужно потребовать распространения единой ставки страховых платежей на все доходы при ее общем снижении, а также повышения налога на дивиденды до 30% для российских компаний и до 70% для иностранных.
К нашей налоговой системе есть и другие вопросы. Например, почему мы резко повышаем акцизы на бензин, хотя вообще не строим дорог, и медленно поднимаем их на табак, хотя Россия стала чуть ли не самой курящей страной в мире? Или отчего бы не отменить все налоги для сельхозпроизводителей? Сейчас поступления от них НДС и налога на прибыль обеспечивают 0,77% доходов федерального бюджета, а на дотации аграриям идет 1,6% его расходов. Проще было бы вообще отменить и поборы, и помощь - люди помогут себе сами, как они это сделали в Китае в 1980-е годы. Пусть они больше зарабатывают и кормят сами себя, а не постоянно растущую армию малопрофессиональных бюрократов!
В 2011 году на содержание органов власти из федерального бюджета в России отпущено 844 млрд рублей, или 29,5 млрд долларов, а в США - 31,2 млрд долларов! Населения у нас вдвое меньше, чем в Америке, ВВП ниже в 9 раз, а наши чиновники проедают почти столько же денег, сколько американские, сообщает www.tpp-inform.ru.

Поделиться: