17:3420.12.11

Есть большие сомнения, что мы способны реагировать на современные вызовы, Константин Симонов

Есть большие сомнения, что мы способны реагировать на современные вызовы, Константин Симонов

Такую точку зрения высказывает Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности, сообщает expert.ru.
История с аварией буровой платформы «Кольская», конечно, драматична. Но и весьма показательна. За всеми воплями и визгами на тему ужасов «нефтегазовой иглы» стоит четкое противопоставление сырьевого комплекса и высоких технологий, инновационного развития. За всеми этими улюлюканьями мы забыли простые вещи.
Первое: на самом деле современная нефтегазовая промышленность - это отрасль, которая как раз связана с серьезными технологическими задачами, это вовсе не примитивный способ извлечения нефти. Сейчас в России фонтанным способом - самым простым - добывается несколько процентов нефти. То есть это просто единичные случаи, и если сегодня новое месторождение дает фонтанный приток - это настоящая сенсация, таких случаев максимум несколько в год по всей стране. И это очень сложная с технической точки зрения система. По большому счету сегодня именно нефтегазовая промышленность может создавать в России реальный спрос на инновационные решения.
Неудивительно, что авария произошла на шельфовой платформе. Это общемировой тренд - добыча смещается с суши в море, причем все дальше и дальше от суши на все большие глубины. К примеру, в Бразилии работы ведутся на глубине шельфа более 5 тыс. метров. И здесь мы опять оказались в серьезной ловушке, потому что смещение на шельф - это реальный тренд, который наиболее ощутим в последние десять лет. Мы же фактически пришли к тому, что у нас сейчас нефтегазовая промышленность во многом основана на советских наработках, в том числе на научных. А мы понимаем, что советская школа добычи прежде всего ориентировалась на добычу на суше. Все наши основные гиганты находятся на суше, шельфовые проекты были только в основном на Каспийском море. И те проекты, которые мы, к примеру, начали на Сахалине, реализовывались в постсоветское время и уже с участием иностранных компаний. Здесь наш потенциал оказался крайне ограниченным.
Кстати, и платформа «Кольская» произведена была вовсе не в России, а в Финляндии еще в 1985 году, хотя для нефтяной промышленности 25 лет - не такой большой срок. Да и самая, наверное, чудовищная авария в мировой нефтяной промышленности за последние несколько лет произошла тоже, как известно, на буровой платформе в Мексиканском заливе, что опять же отражает современные реалии этой добычи.
Конечно, возникают вполне разумные и обоснованные вопросы: как эксплуатировалась платформа «Кольская»? Зачем в ситуации, когда вы эту платформу перевозили, то есть она не вела бурение, на ней находились 67 человек? Надеюсь, что ответы мы получим и не будет так, как с расследованием аварии на Саяно-Шушенской станции, когда сперва опубликовали список виновных, вплоть до бывших министров энергетики, а в результате все свелось к назначению нескольких «стрелочников».
Но опять же, за всем этим, за потерянными человеческими жизнями стоит глобальный вопрос: ребята, вы все время говорите про сырьевую иглу, а она на самом деле находится в достаточно ржавом состоянии. Есть большие сомнения, что мы способны реагировать на современные вызовы. Отрасль, которая требует колоссального количества инноваций, сегодня оценивается как позор государства. Естественно, ей не хватает ни денег, ни возможностей для того, чтобы принимать инновационные решения. И можно принять еще хоть десять программ развития шельфа (сейчас просто эта тема актуальна и обсуждается), но, если мы не изменим принципиального отношения к нефтегазовой промышленности, будем по-прежнему сталкиваться вот с такими явлениями, когда, с одной стороны, надо кормить бюджет за счет нефтянки и поэтому облагать ее налогами и не оставлять ей денег на развитие, а потом будем удивляться,  что у нас платформы заказываются в Финляндии,  да еще и тонут они при транспортировке, унося с собой жизни наших сограждан.

 

 

Поделиться:

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

14:41В аэропорту «Мурманск» два рейса отменены, один – задерживается

14:29В Оленегорске пожарные ликвидировали возгорание в квартире

13:22В филармонии Мурманска выступит ансамбль «Легкие люди» с новой программой

12:14Танцевальные пары Заполярья примут участие в конкурсе «Осенние ритмы»

11:18Мурманчане смастерят журавликов и загадают желание о мире на Земле

10:54В Мончегорске пройдёт конкурс патриотической песни «Россия молодая»

10:17В мурманском театре кукол проведут мастер-класс по ментальной арифметике

08:25В Мурманской области синоптики обещают снег и северный ветер

17:51В Мончегорске поймали пьяного водителя на скутере без документов

16:36Корабль «Вице-адмирал Кулаков» вышел в Средиземное море

15:13Мурманские пожарные эвакуировали из квартиры на Достоевского двух человек

14:24«КолАтомЭнергоСбыт»: Показания счетчиков принимаются в выходные дни

13:44В Мурманской области за неделю подешевели яблоки и капуста

13:20Жителям Мурманска расскажут о болезнях растений в лесу

12:01Сегодня в Североморске откроют благоустроенный за 2 млн сквер

11:12В Мурманской области выберут лучшего папу

10:33В Мурманске разыграют Кубок Губернатора среди интеллектуалов области

10:10В театре кукол Мурманска расскажут о правилах дорожного движения

09:03На Кольском полуострове обещают от -2 до +3º, снег и гололед

21:15В Мурманске спортивные объекты активно готовят к зимнему сезону

20:20Евро на выходные подешевел до 67,89 рубля, доллар - до 57,51

19:31В заозёрском кафе мужчина избил посетителя бокалом по голове

18:16В Мурманске состоится вечер памяти поэта Николая Колычева

17:27В Апатитах грабителя-неудачника поймали при похищении велосипедов

Все новости