10:2130.12.11

Минэнерго и ЖКХ Мурманской области Концепцию не приняло, а проблемы в энергетике «заморозило»

Минэнерго и ЖКХ Мурманской области Концепцию не приняло, а  проблемы в энергетике «заморозило»

Как мы уже сообщали, в понедельник, 26 декабря, в Министерстве энергетики и ЖКХ Мурманской области состоялось заседание научно-технической комиссии на котором не была принята Концепция повышения эффективности теплоснабжения, представленная научно-техническим инженерным центром «Интехэнерго» при Московском энергетическом институте (МЭИ ). Как мы уже сообщали, в числе докладчиков от МЭИ был и хорошо известный в Мурманской области специалист, член Совета директоров ОАО «Колэнергосбыт» Алексей Преснов, который поделился с нами своим взглядом на причины непринятия Концепции.
Это было уже второе рассмотрение представленного почти 400 страничного документа, обстоятельно рассматривающего все концептуальные аспекты повышения эффективности теплоснабжения региона, и, честно говоря, с учетом проведенной совместной с министерством энергетики и ЖКХ работы по устранению замечаний, выказанных на первом заседании, мы надеялись на то, что Концепция будет принята. Ведь, на самом деле, этот документ представляет из себя квинтэссенцию большой работы, проводимой в области в последние полтора года под руководством компании КРЭС Альянс по выработке долгосрочной стратегии в энергетике области, учитывающей наши особенности и возникшие в последние годы системные проблемы и вызовы в этой сфере. Наш партнер по этой работе компания «Интехэнерго» при МЭИ участвовала и выиграла объявленный в сентябре тендер по разработке Концепции теплоснабжения Мурманской области лишь для того, чтобы перевести наши совместные наработки с рядом авторитетных научно-исследовательских центров страны в разряд официальной региональной программы действий.
К сожалению, с самого начала нашей работы в этом направлении, связанной с выявлением объективных причин возникшего системного кризиса в энергетике области - тарифных дисбалансов и поиском путей его разрешения, мы встречаем сопротивление со стороны регионального Министерства энергетики и ЖКХ и лично министра Геннадия Микичуры. Сегодня после прошедшего в понедельник 26 декабря заседания и выданных по его итогам замечаний к Концепции, стало абсолютно ясно, что это личная позиция министра Микичуры - сделать так, чтобы Концепция в таком виде не была принята. В этом споре много различных нюансов, очевидно присутствуют и мотивы ревности и неприятия того факта, что компания «КРЭС Альянс» в сотрудничестве с МЭИ, Петрозаводским госуниверситетом и Высшей Школой экономики оказался на голову выше Министерства энергетики и ЖКХ, к сожалению, так и не ставшего под руководством министра Микичуры подлинным стратегическим штабом важнейших инфраструктурных отраслей области.
Но главное в другом. Дело в том, что в 2010 году в области была принята довольно странная Долгосрочная Целевая Программа комплексной модернизации инфраструктуры коммунального хозяйства, предусматривавшая вначале около 450 млн рублей бюджетных инвестиций, а затем, после внесения поправок - уже около 11 млрд рублей средств из бюджетов всех уровней. Странность этой программы состоит в том, что в ней расписаны конкретные инвестиции в конкретные муниципалитеты под конкретные проекты, при этом предварительной необходимой работы, в частности обоснования инвестиций и сравнения различных вариантов, проведено не было. Еще в 2010 году во время депутатских слушаний в областной думе мы задавали эти вопросы представителям Министерства энергетики и ЖКХ, но удовлетворительного ответа не получили. Было сказано, что это всего лишь рамочная программа, сделанная для обоснования приблизительных инвестиций с целью запуска бюджетного процесса, а конкретные решения, мол, будут приниматься потом, после тщательной поработи документов в рамках планов комплексного развития территорий. Но прошедший год показал, что это не так. В частности в соответствии с этой программой в п. Лувеньга за бюджетные деньги была построена котельная на пеллетах стоимостью 40 млн рублей, предназначенная для снабжения теплом всего лишь нескольких домов, и до сих пор не введенная в эксплуатацию. В Минькино и Междуречье за бюджетные деньги строятся газовые котельные общей стоимостью около 50 млн рублей, которые будут работать на бытовом газе(!), гораздо более дорогом даже по сравнению с мазутом, и опять без какой- либо серьезной предварительной проработки проектов. Очевидно, Министерство энергетики и ЖКХ чувствует, что такие действия чреваты серьёзными последствиями, в связи с чем и заказало документ под названием Концепция повышения эффективности теплоисточников (правда в техническом задании это название трансформируется в более приемлемое Концепция развития теплоснабжения), очевидно призванный оправдывать его по меньшей мере непродуманную политику в этой области.
Наша Концепция исповедует совсем другую идеологию. Мы считаем, что в первую очередь предприятиям теплоснабжения области, 90% которых на сегодняшний день убыточно, нужно вернуть «здоровье», а именно положительную рентабельность. А затем заставить их при помощи рыночных стимулов заниматься модернизацией с целью снижения издержек на всех этапах процесса производства, передачи и потребления тепловой энергии. Этот подход - абсолютно рыночный и предполагает создание так называемых субсидируемых рынков в теплоснабжении на длительный период времени, пока наше население с одной стороны не станет достаточно богатым, чтобы в полной мере оплачивать свои теплоэнергетические нужды, а теплоэнергетики достаточно эффективными, чтобы предложить свою продукцию по экономически обоснованным ценам, приемлемым для потребителей.
У нас в Концепции проанализированы причины кризиса и поэтапно расписаны и экономические и организационные и технические мероприятия, которые необходимо делать. Проанализированы рынки первичных энергоресурсов, даны примеры конкретных технических решений, выработаны общие подходы и учтены особенности. Но у нас нет, и не может быть обоснования конкретных инвестиций на модернизацию для 146 котельных региона, что пытается требовать от нас министр Микичура. Это совсем другие документы, они делаются не за два месяца и не за 3,5 млн рублей. Безответственно обосновывать безответственный детский лепет, написанный в программе модернизации коммунальной инфраструктуры, мы не собираемся. Как не согласны и с самим нерыночным подходом - инвестировать в убыточные предприятия, оставляя их в роли пассивных наблюдателей «распила» бюджетных средств. Побеседуйте с представителями муниципалитетов, где идут стройки, без протокола, и вы всё поймете.
Наша позиция в этом конфликте с министром принципиальная. Ничего из того, что нам указали в замечаниях, кроме технических недоработок и формата презентации, мы делать не будем. Вопрос будем выносить на суд общественности, депутатов областной думы, органов ФАС и профильных федеральных ведомств. Дело в том, что вопрос дальнейшей стратегии развития теплоснабжения жестко связан и с вопросом долгов ОАО «Колэнергосбыт» на оптовом рынке. Там, как известно, подписано соглашение о реструктуризации, предусматривающее ответственность регионального правительства в обеспечении платежей теплоснабжающих предприятий за электроэнергию. Позиция министра Микичуры, озвученная им на заседании по Концепции 26 декабря 2011 года, в том что «его не ... (волнуют) платежи на ОРЭМ и субсидии на компенсации убыточности», абсолютно неприемлема и противоречит обязательствам областного правительства. Очевидно, Геннадий Иванович, или как обычно не в курсе, или ему точно уже пора на покой, поскольку на этом заседании он просто дискредитировал правительство региона в присутствии члена комиссии по платежам НП «Совет рынка», ответственного за Мурманскую область г- на В.Н. Киселева. Василий Николаевич, будучи одним из авторитетнейших экспертов отрасли уже не первый год внимательно изучает эту проблематику и помогает в продвижении решения вопросов по ликвидации тарифных дисбалансов в Мурманской области на федеральном уровне. Его впечатления от прошедшего заседания - самые негативные.
Но мы уверены, что Концепция области нужна и будем над этим упорно работать. А вот чиновникам из Министерства энергетики и ЖКХ я бы пожелал в Новом году подумать, наконец, о своей личной ответственности за беспрецедентный рост долгов в ЖКХ и энергетике области. Я понимаю, что министр, очевидно, нашу область вскоре покинет, ему не привыкать. А вот проблемы, которые непринятая Концепция призвана решать, останутся.

Поделиться: