12:1316.01.12

Военные помогут гражданским очистить Севморпуть от РИТЭГов

Военные помогут гражданским очистить Севморпуть от РИТЭГов

Опыт демонтажа и транспортировки к местам хранения радиоизотопных термоэлектрических генераторов (РИТЭГи), приобретенный специалистами ВМФ Минобороны России, может помочь Минтрансу значительно ускорить процесс очистки от старых РИТЭГов трасс Северного морского пути (СМП), считает начальник Управления навигации и океанографии Минобороны РФ Александр Шеметов, сообщает www.ria.ru.
Радиоизотопные термоэлектрические генераторы представляют собой устройства для получения электроэнергии за счет тепла, которое выделяет радиоактивное вещество. РИТЭГи используют в качестве источников питания навигационного оборудования, знаков и маяков, а также в космических аппаратах, срок их службы может доходить до 30 лет, но после этого генераторы требуют утилизации. От РИТЭГов сегодня очищены Кольский полуостров, Камчатка, Балтика, при этом требуют очистки трассы Севморпути.
«За советский период было произведено и введено в эксплуатацию 1007 РИТЭГов. Из них для нужд Минобороны - 414 объектов. Все они на сегодня демонтированы. Очисткой СМП занимается Минтранс, мы туда не вмешиваемся, но при необходимости готовы оказать любую методическую помощь. В 2011 году мы закончили очень активную работу по Финскому заливу, всего на Балтике сняли 87 РИТЭГов. В 2010 году мы сняли на 10 объектов меньше, чем планировали, но в прошлом году закрыли вопрос вообще», - рассказал Александр Шеметов.
На Северном флоте было установлено 153 РИТЭГа, на Тихоокеанском флоте - 158 РИТЭГов. Некоторые из них находятся на площадке хранения ДальРАО (Дальний Восток РФ), снятые на Балтике - на площадке Научно-исследовательского института технической физики и автоматизации (НИИТФА). Работы на Балтике выполнялись при содействии командования Балтийского флота, Ленинградской военно-морской базы, отметил Шеметов. Со стороны Минобороны РФ на эти работы было выделено порядка 40 миллионов рублей, но, в основном, все работы выполнялись за счет иностранной финансовой помощи.
«Норвегия, Франция, на Дальнем Востоке - США. Минтранс на СМП будет работать по американской программе. Будут сами заключать свои договоры, мы к этому отношения не имеем. Когда мы заключали договоры с Норвегией, она помогала не только утилизировать РИТЭГи, но и модернизировать средства навигационного оборудования. С нашей стороны были выполненные работы, а со стороны зарубежных партнеров - очень эффективный контроль того, как вкладываются деньги, как проводится модернизация», - говорит Александр Шеметов.
В советское время случаев вандализма на этих объектах не было, говорит он. Один из первых случаев разграбления маяка с РИТЭГом зафиксирован в Кандалакшском заливе в 2000 году. По его словам, доподлинно известно, что люди, разграбившие тогда радиоактивный термоэлектрический генератор на маяке, погибли от сильного облучения. Второй случай вандализма произошел спустя три года в Кольском заливе. Тогда виновных в краже РИТЭГа не нашли. Шеметов отметил, что в обоих случаях украденные и выброшенные радиоизотопные источники тепла были обнаружены и утилизированы по всем правилам.
Производство РИТЭГов в России сегодня полностью остановлено. И военные, и гражданские навигационные службы переходят на ветроэнергетические установки и солнечные панели, которые, хорошо зарекомендовали себя даже в Заполярье, где долго держится полярная ночь. Один из первых маяков на солнечных панелях был установлен Минобороны на Айновских островах в Мурманской области.

Поделиться: