17:2016.01.12

Политическая неопределенность увеличивает риск бегства капитала из России, Fitch

Политическая неопределенность увеличивает риск бегства капитала из России, Fitch

Как мы уже сообщали, рейтинговое агентство «Fitch Ratings» изменило с «Позитивного» на «Стабильный» прогноз по долгосрочным рейтингам дефолта эмитента Российской Федерации в иностранной и национальной валюте и подтвердило эти рейтинги на уровне «BBB». Агентство также подтвердило краткосрочный РДЭ России «F3» и рейтинг странового потолка «BBB+».
«С того момента как «Fitch» последний раз подтвердило рейтинг России в сентябре 2011 г.ода повысилась политическая неопределенность в стране, и ухудшился глобальный экономический прогноз. Вероятность повышения рейтингов сократилась, и «Стабильный» прогноз лучше отражает существующий баланс рисков», - отмечает Чарльз Севиль, директор в аналитической группе «Fitch» по суверенным эмитентам.
Политический риск, который находит отражение в слабых индикаторах качества управления, представляет собой существующий уже длительное время негативный рейтинговый фактор в сравнении с большинством других стран с рейтингами «BBB», а события недавнего времени выявили ограничения и риски, связанные с политической моделью России.
По мнению «Fitch», действующий премьер-министр Владимир Путин по прежнему имеет наиболее вероятные шансы на победу на президентских выборах 4 марта. В то же время неясно, как руководство страны ответит на неожиданную волну протестов, вызванную выборами в Госдуму 4 декабря, и на более общие изменения расстановки политических сил. Большинство голосов, которые избиратели отдали правящей партии «Единая Россия», значительно сократилось, и демонстранты протестовали против фальсификации на выборах. В период перед президентскими выборами ожидается продолжение протестов. В долгосрочной перспективе демократические изменения, обеспечивающие более высокое качество управления, могут оказать позитивное влияние на рейтинги России, однако в краткосрочной перспективе неопределенность повысилась.
Политическая неопределенность увеличивает риск бегства капитала, что может оказать более высокое давление на резервы Центрального банка Российской Федерации и на рубль. Чистый отток капитала из частного сектора достиг 84 млрд долларов в 2011 года, что представляет собой повышение по сравнению с 34 млрд долларов в 2010 году, однако существенно ниже оттока в 134 млрд долларов в 2008 года. Ускорение оттока капитала в IV квартале 2011 года, вероятно, в значительной мере было обусловлено глобальным нежеланием инвесторов принимать риски. Международные резервы снизились до 500 млрд. долл. к концу 2011 года по сравнению с 545 млрд долларов на конец августа 2011 года, хотя остаются значительными. Ослабление рубля относительно доллара США за последние четыре месяца прошлого года составило 11%.
Правительство в ситуации давления со стороны населения может быть в меньшей степени готово осуществлять корректировку налогово-бюджетной политики, чтобы сократить дефицит ненефтяного бюджета до докризисного целевого ориентира в 4,7% ВВП. «Fitch» ранее отмечало, что такое сокращение является необходимым для позитивного изменения рейтинга России. Хотя Россия по-прежнему имеет запас прочности бюджета в форме суверенных фондов благосостояния (на конец 2011 года в суверенных фондах благосостояния находилось 112 млрд долларов), позиция государственных финансов ухудшилась. Быстрый рост расходов, за четыре года по 2011 год, составлявший в среднем 17%, привёл к повышению дефицита ненефтяного бюджета, увеличению цены на нефть, при которой достигается сбалансированность бюджета, до 117 долларов за баррель в 2012 году и к усилению уязвимости при потенциальном снижении нефтяных цен.
Более высокие, чем ожидалось, цены на нефть (и снижение курса рубля) помогли обеспечить более хорошие, чем планировалось, бюджетные показатели в 2011 году. Федеральный бюджет имел профицит в размере 0,8% ВВП в сравнении с дефицитом в 2,3% ВВП согласно бюджетным планам, скорректированным в июне 2011 года. Если исходить из предположения, что цена на нефть Brent будет в среднем составлять 100 долларов за баррель (что близко к допущениям, используемым правительством), в 2012 году федеральный бюджет будет иметь дефицит в 2% ВВП. Это предполагает некоторое ослабление относительно целевого уровня в 1,5% ВВП в бюджете на 2012 год, одобренном президентом в декабре.
В случае возобновления спада в глобальной экономике, Россия будет иметь меньше возможностей для фискального стимулирования, чем в 2008 году. Такие глобальные экономические риски увеличиваются с учетом кризиса в еврозоне, что обусловило пересмотр агентством в сторону понижения прогнозов экономического роста в мире в IV квартале 2011 году.
В области макроэкономической политики также имеются положительные изменения. ЦБ РФ ужесточил кредитно-денежную политику, что способствовало снижению инфляции до 6,1% на конец 2011 года - самого низкого декабрьского уровня с 1991 года. ЦБ РФ также позволил значительно более высокую гибкость курса рубля. В среднесрочной перспективе это способно уменьшить инфляцию, сократить уязвимость к резким негативным изменениям цен на нефть и улучшить финансовую стабильность.
В случае сокращения дефицита ненефтегазового бюджета, устойчивого снижения инфляции или проведения существенных структурных реформ, улучшающих деловой климат, возможно повышение рейтингов. Резкое падение цен на нефть или политические шоки являются потенциальными факторами, способными привести к негативным рейтинговым действиям.

Поделиться: