Как мы уже сообщали, сегодня в Мурманске проходит совещание министров финансов исполнительных органов государственной власти субъектов Северо-Запада России и руководителей региональных управлений казначейств. Совещание под председательством губернатора Мурманской области Дмитрия Дмитриенко носит название «Программно-целевые методы планирования и исполнения бюджета как инструмент эффективности повышения бюджетных расходов», участие в нем принимают заместитель министра финансов РФ Татьяна Нестеренко и руководитель федерального казначейства Роман Артюхин.
В перерыве Татьяна Нестеренко (фото, видео) прокомментировала журналистам суть дискуссии на очень узкую, профессиональную экономико-политическую тему.
«Мы сегодня проводим практический семинар по приглашению губернатора Мурманской области, - пояснила Татьяна Геннадьевна. - Обсуждаем с представителями финансовых ведомств вопросы, связанные с повышением эффективности деятельности государственных управлений с применением инструментов, на это влияющих. Мурманская область в этом отношении - лидер. Здесь очень много сделано с точки зрения перехода и формирования вопросов финансовой сферы в увязке с целями. Мы давно наблюдаем и изучаем опыт, наработки, сделанные профессионалами Мурманской области. Сегодня пригласили к нам присоединиться представителей субъектов Северо-Запада. Обсуждаем, в каком направлении нужно дальше двигаться, преимущества и недостатки тех или иных решений. Еще послушаем замечания ряда других субъектов РФ. Это очень важный, профессиональный диалог, когда люди собираются и говорят на профессиональном языке по вопросу: как сделать систему власти, управления на территории более эффективной, приемлемой гражданами, обществом? Как сделать так, чтобы состоялась содержательная дискуссия о направлениях и целях политики органов власти? Как сделать так, чтобы сами граждане участвовали в обсуждении этих целей. И в конечном счете: как сделать так, чтобы у нас постепенно стала формироваться эффективная и качественная не только власть, но и гражданское общество. Хочу сказать, что никогда не будет эффективной власти, пока не будет к ней эффективных требований. Нужно формировать граждан, диалог, дискуссию. Нужно артикулировать и говорить на понятном языке, постепенно формировать запросы с общества. Мы не говорим о том, что у нас все хорошо, только люди плохие, электорат. Власть и общество растут одновременно. Есть попытки выстроить равный диалог, почувствовать с одной стороны ответственность власти, с другой - ответственность людей. Они должны чувствовать, что их участие в публичных диалогах и дискуссиях имеет очень важное значение для них самих и их собственных детей. Это не громкие, популистские слова. Если бы я стояла сейчас перед группой избирателей и пыталась это все произнести, то можно было сказать, что это популистская дискуссия. Но мы сидим в команде профессионалов. Сидим и думаем, как все сделать.
Я в первый раз в Мурманске, хотя сама северянка - с Чукотки. Много лет жила там, а теперь в Москве. Север для меня - самое дорогое и удивительное место на Земле. Мы благодарны за то, что есть такие люди, которые и сами идут впереди изменений, и распахнуты руки и сердце другим - желанием поделиться опытом, обсудить открыто. Мы не все принимаем. Спорим, говорим: тут надо улучшать, тут. Это здорово, нам нравится.
Несмотря на то, что у нас на федеральном уровне - тяжелая ситуация, много работы, Минфин и федеральное казначейство никогда не гнушается и не считает второстепенным общение с регионами. Особенно с теми, кто берет на свои плечи новые, прорывные решения.
Федеральный бюджет сейчас исполняется неплохо. Ожидаем перевыполнение по доходам на 40% в сравнении с январем 2011 года. В основном этим темпы роста связаны с изменением цены на нефть. Мы понимаем, что есть очень высокая зависимость от нефтегазовых доходов. Но на уровне правительства она нейтрализуется, пытаемся эти конъюнктурные доходы не тратить. В целом темп работы неплохой. Мы, конечно, понимаем те риски, что существуют и для мировой экономики. Источники этих рисков - замедление экономического развития в Европе, развивающихся странах, таких как Китай и Индия. Это даст замедление темпов экономического роста и в РФ. Поэтому, несмотря на то, что январский задел неплохой, мы очень осторожно подходим к оценке хода исполнения бюджета в текущем году. Обычно экономический рост - это главный потребитель энергоресурсов. Не зря говорят, что у нас очень много теневой экономики. Проверяют это по показателю трат на энергию. Это главный показатель того, как развивается экономика. Цена на энергоресурсы зависит от спроса, а спрос на энергию зависит от темпов развития. Если падает спрос, падает цена на нефть, падают доходы. Такое падение бывает критическим. У нас цена нефти примерно1 доллар за баррель дает 60 млрд доходов в бюджет. А если цена на нефть упадает на 2 доллара, на 3, на 10? Вы представляете объем выпадающих доходов? Чтобы учесть эти риски, нужно создать резервы. И результаты прошлого года, полученные от нефтяных доходов, мы направили в резервный фонд. Формируем резервы для того, чтобы в случае падения цены, обеспечить исполнение расходных обязательств по пенсиям, пособиям, зарплате. Это первый шаг, чтобы создать устойчивость экономики. Второй - мы 200 млрд рублей не очень первоочередных расходов мы в первом квартале придержали и пока не даем права заключать договоры на эту сумму, чтобы посмотреть, как будет развиваться экономика. В случае негативного развития экономики мы сразу же направим эти средства на обеспечение уровня занятости, выплату пособий по безработице. Пока идет все хорошо, ожидания не очень хорошие. Если раньше рассуждали: кризис может быть, а может и не быть, то сейчас говорят, что кризис уже наступил. Взгляды экономистов обращены на Европу: как будет развиваться ситуация с долговыми обязательствами Испании, Италии, Греции? И вопросы устойчивости евро являются испытаниями на прочность. Много очень от этого зависит. Мы, скорее всего, уже находимся в зоне кризиса. Он, наверное, будет не таким драматичным, как в 1998 году, но все-таки будет, затяжной, с темпами роста для России в 3%. Мы должны об этом говорить открыто, исходя из ресурсов, выбирать стратегические приоритеты. Активно обсуждается Стратегия-2020. Президент нашей страны и председатель правительства обсуждают выбор стратегических приоритетов. Надеемся, что наша очень сдержанная, нерискованная бюджетная политика приведет к тому, что, несмотря на вхождение в затяжной кризис, мы выполним все обязательства перед населением, субъектами РФ. И, в конечном счете, выполним федеральный бюджет и поможем выполнить свои - регионам».

Поделиться: