15:4627.01.12

Концепция развития теплоснабжения региона принята

Концепция развития теплоснабжения региона принята

Концепция развития теплоснабжения Мурманской области до 2020 года, подготовленная коллективом специалистов из ведущих научно-исследовательских центров страны, 26 января 2012 года была принята на заседании научно-технической комиссии в региональном Министерстве энергетики и ЖКХ. С итогами прошедшего заседания с нами поделился руководитель коллектива специалистов по подготовке Концепции, представитель компании «Интехэнерго» при Московском энергетическом институте Алексей Преснов.
- Это было уже третье заседание комиссии по Концепции теплоснабжения. И после второго заседания в канун нового года вокруг вопроса принятия Концепции сложилась довольно сложная ситуация. Мы, авторы документа, разошлись во мнении с заказчиками - представителями Министерства энергетики и ЖКХ Мурманской области по принципиальному вопросу: как должен выглядеть документ и какие задачи он должен решать. Мы считали и считаем, что концепция развития теплоснабжения, как и всякая Концепция, - это общее видение, основная идея или совокупность идей о том, как решать проблемы отрасли в условиях кардинально изменившихся в последние 7-8 лет экономических отношений в энергетике и ЖКХ страны. Мы не можем развивать отрасль до тех пор пока около 90% предприятий теплоснабжения региона убыточны в своей операционной деятельности, в этом с нами были согласны и специалисты министерства. Однако, вопрос о том, что делать в первую очередь, для того чтобы разорвать наконец цепь неплатежей и убытков, являлся предметом дискуссии и принципиальных разногласий. Представители министерства говорили, что нужно модернизировать источники теплоснабжения, уходить от мазутозависимости в регионе и хотели видеть Концепцию в качестве технического документа, обосновывающего запланированные ранее программные мероприятия по модернизации, определяющего набор количественных индикаторов целей по переходу к более дешевым видам топлива для выработки тепловой энергии. Кроме того, для контроля достижения целей Концепции предлагалось разработать систему показателей результативности запланированных этим документом мероприятий. Иными словами Концепция, по мнению министерства, помимо справочно-аналитической информации, должна была представлять из себя некий перечень необходимых технических модернизационных мероприятий, в основном по замещению мазута другими видами топлива, с источниками финансирования, а также систему целевого контроля и оценки эффективности их исполнения.
У нас позиция была иной. Мы считаем, что начинать нужно с создания концептуальных условий для нормального функционирования рынка теплоснабжения в регионе. Это означает, что нужно проанализировать и понять глубинные причины существующих проблем, найти концептуальные экономические и технические решения, адекватно отвечающие имеющимся вызовам на длительную перспективу. Такие решения могут опираться и на запланированные ранее министерством мероприятия, но эти мероприятия не могут быть частью концепции, поскольку конкретные решения обосновываются в документах другого уровня - сравнительных ТЭО или в бизнес-планах конкретных проектов. Основная роль Концепции, по нашему мнению, заключается в том, чтобы обосновать идею создания в Мурманской области субсидируемого рынка теплоснабжения, стимулирующего всех его субъектов к инвестициям в отрасль, модернизации, энергосбережению и энергоэффективности. Под субъектами рынка мы имеем в виду и теплоснабжающие предприятия, и потребителей, и государственные органы, отвечающие за выделение субсидий. Если такой рынок будет реализован, то тогда можно говорить и о технических мероприятиях по повышению эффективности существующих систем теплоснабжения и о переходе на более дешевые виды топлива. Но те или иные решения должны приниматься исключительно субъектами рынка на основании стандартизированных целевых индикаторов, определяющих эффективность вложенных средств на модернизационные мероприятия. Например, таким индикатором может быть удельная стоимость строительства или модернизации в пересчете на единицу потребляемой мощности в системе теплоснабжения. 
Показателями результативности реализации этих мероприятий в этом случае могут быть фактические отклонения от стандартных целевых индикаторов.
Как видите, мы и министерство оперируем практически одними и теми же понятиями, но иногда вкладываем в них разный смысл.
Тем не менее конструктивная дискуссия с Министерством энергетики и ЖКХ Мурманской области после памятного предновогоднего заседания продолжалась. И могу с удовлетворением сказать, мы, в конце концов, нашли общие точки соприкосновения и взаимопонимание. Комиссия под председательством и.о. министра Владимира Софьина, после достаточно длительной и полноценной дискуссии на заседании 26 января все-таки приняла Концепцию в основном в нашей редакции. Мы должны будем доработать ещё некоторые детали, в том числе подготовить план неотложных действий по реализации Концепции, более четко обозначить наши целевые индикаторы и показатели эффективности, но в целом документ получил одобрение, и это означает нашу общую победу. Я благодарен всем участникам заседания, независимо от того, как они голосовали, но хотел бы особенно отметить Михаила Попова и Вадима Глухих из МОЭСК, занимающихся практической работой по модернизации теплоснабжения региона и с самого начала поддержавших Концепцию. Конечно, мы не смогли бы достичь позитивного результата без конструктивного сотрудничества с господином В.В. Софьиным. Я неоднократно сталкивался с ним по работе, иногда мы спорили, но у меня о нем самое хорошее впечатление. Это действительно специалист высокого класса и нашей области повезло, что у нас есть такой первый заместитель министра правительства по важнейшим инфраструктурным отраслям.
Теперь важно без промедления продолжить общую конструктивную работу по решению перезревших проблем теплоснабжения региона.

Поделиться: