11:5530.01.12

Мурманский морской торговый порт отказывается платить железнодорожникам

Мурманский морской торговый порт отказывается платить  железнодорожникам

ОАО «Мурманский морской торговый порт» направило в адрес ОЖД официальное письмо с отказом от ежесуточной уплаты сбора за пользование железнодорожным путём необщего пользования, принадлежащим ОАО «РЖД» и расположенным на территории порта. Компания не согласна с доводами стивидора, однако прийти к какому-либо соглашению пока не удаётся. 
В обоснование своей позиции ММТП ссылается на вступившее в силу с 01.07.2011 г. решение Высшего арбитражного суда РФ по делу № ВАС-5095/11, которым признаны недействующими пункты 2.7.1, 2.7.6.1, 2.7.6.2 и 2.7.13 Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство № 3), утверждённых Постановлением ФЭК РФ от 19.06.2002 г. № 35/15, в части, устанавливающей ежесуточную уплату сбора за пользование железнодорожным путём необщего пользования. 
Напомним, что указанное дело рассматривалось в ВАС России в прошлом году по иску к Федеральной службе по тарифам РФ со стороны ООО «Тамбов смазочные материалы». 
В своём заявлении истец просил суд признать часть пунктов тарифного руководства не соответствующими ряду положений российского законодательства, в том числе Конституции РФ (ст. 34, 35), Уставу железнодорожного транспорта (абзац 3 ст. 58) и иным. В свою очередь ФСТ РФ выразило несогласие с позицией истца, полагая, что услуга по пользованию путём необщего пользования не является самостоятельной, а представляет собой лишь часть комплексной услуги по подаче и уборке вагонов, государственное тарифное регулирование которой предусмотрено действующим законодательством. По мнению службы, противоречие оспариваемых пунктов тарифного руководства и абзаца 3 ст. 58 Устава необоснованно ввиду того, что данная норма документа не оговаривает содержания услуги по подаче и уборке вагонов. К позиции ФСТ присоединилось и ОАО «РЖД», привлечённое к судебным слушаниям в качестве третьего лица. В частности, компания также выразила мнение, что правомерность взимания сбора за пользование путём необщего пользования вытекает из его фактической природы, поскольку представляет собой выделение из сбора за подачу и уборку вагонов тарифной составляющей применительно к отношениям, связным с перевозкой грузов до мест погрузки и выгрузки. Тем не менее ВАС РФ счёл требования ООО «Тамбов смазочные материалы» возможными к удовлетворению, в связи с чем и возник обсуждаемый прецедент. 
Предвосхищая усугубление назревающего конфликта, руководство Октябрьской дороги после получения письма неоднократно приглашало представителей ММТП к участию в совместном совещании по разрешению складывающейся ситуации, тем более что отказ от оплаты сборов был далеко не единственным поводом для встречи. Ранее мурманское ОАО поднимало вопросы об исключении действующего премирования работников вагонного хозяйства за количество составленных актов ВУ-25 и об изменении ведения статистической отчётности по ним (обрывы увязочных и лесных скоб), а также выступило с требованием обновления парка маневровых тепловозов по станции Мурманск, хотя в августе 2011 года туда взамен локомотива серии ТЭМ-2 была направлена более современная «семёрка» (причём работа по подаче и уборке вагонов велась и ведётся в полном объёме и своевременно). 
Но от открытого диалога с железнодорожниками любители «бесплатного пирога» до сих пор уклоняются, очевидно - и небезосновательно! - полагая, что речь на переговорах может пойти и о проблемах другого рода, поскольку в течение нескольких лет систематическим предметом претензий к ним со стороны дороги является вопрос повреждения вагонов, поступающих под разгрузку. А желания вкладываться в собственные мощности, заменив устаревшие грейферы на современные вагоноопрокидыватели, у стивидора нет, хотя, казалось бы, итоги года этому только способствуют. При утверждённом на 2011-й плане в 13747 тысяч тонн грузов его фактическое выполнение составило 105%, а прирост грузооборота по отношению к показателям 2010-го (12878 тысяч тонн) составил 12%. Причём из общего объёма грузооборота наибольший прирост был достигнут за счёт увеличения потока наиболее массовых грузов: угля - на 1,1 млн тонн (всего - 10,7 млн тонн) и железорудного концентрата - на 805 тыся тонн (всего - 1206 тысяч тонн), а процент использования причалов в 2011-м увеличился на 5,1%. Зачем же экономить? 
Рассматривая возможные способы разрешения конфликта, ряд экспертов указывает на два варианта. В первом случае ММТП может попытаться сделать предложение ОАО «РЖД» о выкупе необщего пути, что, впрочем, сами источники оценивают как маловероятное событие. Во втором - конфликтующие вынуждены будут ожидать корректировки спорных положений законодательной базы, поскольку де-факто находятся в ситуации, именуемой в шахматах пат. Несмотря на угрозу судебных исков к ОАО «РЖД» по поводу незаконного удержания начисленных к оплате сумм и компенсации за их использование (ст. 395 ГК РФ), тем не менее ,реально обе спорящие стороны не могут предпринять в обозримом будущем какие-либо конкретные действия в отношении друг друга, так как находятся в тесной взаимосвязи с другими участниками перевозочного процесса - добывающими предприятиями, операторами подвижного состава, судовладельцами. Так не пора ли «перезагрузить» отношения?

Поделиться: