16:1331.01.12

В Мурманский рыбный порт пришла первая мойва!

В Мурманский рыбный порт пришла первая мойва!

Причем она пришла еще в минувшее воскресенье. Траулер «Сергей Макаревич» (фото 1) рыболовецкой компании «Вирма» вернулся в Мурманский рыбный порт по поломке - выпущен фреон (хлорсодержащее производное насыщенных углеводородов, главным образом метана и этана, используемое как хладагент в холодильных машинах. - Авт.) из холодильника. Рыбак успел взять 10 тонн мойвы, и пришлось возвращаться в порт.
Вчера с грузом мойвы в рыбный порт пришло судно Мурманского Губернского флота «Иван Торнев». Но торжественную встречу с духовой музыкой судовладелец - гендиректор МГФ, заместитель гендиректор Мурманского тралового флота Станислав Никаноров - решил устроить сегодня для «Николая Репникова».
Погода для встречи выдалась отличная, солнечная, но морозная - минус 22 в Мурманске, а в порту, у Кольского залива - еще холоднее. Но от возрожденной с прошлого года традиции - встречать первое судно с мойвой пирогами и оркестром - решено было не отказываться.
Почти год назад, как мы тогда сообщали, в такой же морозный полдень, но несколько позже - 4 февраля, рыбаков судна «Капитан Моргун» компании «Робинзон» в Мурманском рыбном порту тоже встречали с подарками и духовым оркестром. Подобное в последний раз было 20 с лишним лет назад, а поводом к возврату старого, доброго, вечного послужило знатное событие: в рыбную столицу был доставлен первый груз мойвы 2011 года. «Капитан Моргун» привез тогда 1 тысячу 200 тонн мороженой рыбы, а вечером того же дня у причала ОАО «Мурманский рыбокомбинат» ошвартовался наливной сейнер-траулер «Лазурный» добывающей фирмы «Айсберг-Норд». Это судно привезло и мороженую, и охлажденную рыбу. После расфасовки на рыбокомбинате свежая мойва была направлена на реализацию в магазины Мурманска.
Встречала год назад гостей, официальных и неофициальных, на борту радушная хозяйка - заместитель гендиректора компании «Робинзон» Ирина Мокерова. За праздничным столом, на котором была царица - мойва, приготовленная по разным рецептам, Ирина Вадимовна, чиновники от рыболовства и комсостав «Капитана Моргуна» пообщались между собой и с журналистами на злободневную «рыбную» тему.
Сегодня было все не так. Траулер «Николай Репников» (фото 2)  задержался на рейде, в итоге встречающие больше часа мерзли в порту в ожидании. И если одни, примчавшиеся на собственных и ведомственных «железных конях» грелись в салонах, то приглашенный из Дома моряков оркестр и курсантики-второкурсники морского колледжа замерзли так, что на них было больно смотреть. Это все можно было бы списать на издержки рабочего процесса, если бы к людям - юным и взрослым - потом руководство МГФ отнеслось бы по-человечески. Музыканты отыграли свое, и их отправили восвояси. Не напоив горячим чаем, не угостив мойвой. Впрочем, пацанов из средней мореходки рыбаки приветили - напоили и накормили. Но никто с молодой сменой не пообщался, не рассказал о трудностях промысла, не потравил с ними рыбацкие байки.
Официальная делегация встречающих уединилась в капитанской каюте. Журналисты, успевшие сорвать несколько фраз с замерзших губ капитана, просто растерялись. Они были обескуражены столь «теплым приемом» в столь ненастную погоду. Впрочем, это все - на совести устроителей «праздничного» мероприятия. В следующий раз, наверное, журналисты хорошо подумают, освещать или нет подобное.
Это небольшое «лирическое» отступление, вполне оправданное, как нам кажется. А теперь к делу.
Сергей Соколов, капитан траулера «Николай Репников» Мурманского Губернского флота, приняв со словами благодарности два пирога от курсантов, пояснил: «Рыбалка пока идет слабо, хорошо ловить штормовая и морозная погода не позволяла. Скопления мойвы пока очень маленькие, не окончательно сформированные, а судов на промысел пришло много. Вести массовый лов еще рановато. Конкуренция серьезная, в районе промысла сейчас - 25 судов, все крупнотоннажные. Этот груз дался экипажу очень тяжело. Расходиться бортами сложно, задевали друг друга тралами, потому что очень тесно. Всего ловили 10 дней. Сейчас - выгрузка, и уже завтра - в море».
«Это старая традиция, которая повелась еще с советских времен, и сегодня возрождается, - говорит Геннадий Степахно, рыбопромышленник, депутат Мурманской областной думы, пришедший поздравить рыбаков с первым уловом мойвы. - Когда-то суда стояли на причале третьим, четвертым, а то и пятым корпусом. В крупнейшем Мурманском траловом флоте (который сейчас называется ОАО «МТФ». - Авт.) осталось всего 22 корабля, а было около 300 единиц, разной тоннажности, которые вели промысел во всех точках Мирового океана. Начало мойвенной путины было для мурманчан и рыбаков, как праздник. Запах свежих огурцов витал над Мурманском. В прежние времена ловили огромное количество мойвы, а сейчас квота составляет всего 99 тысяч тонн. У пользователей Мурманской области - где-то 53 тысячи тонн, из них у доблестного Мурманского тралового флота (и Губернского, входящего в состав МТФ. - Авт.), который привез сегодня мойву на двух траулерах - «Иване Торнев» и «Николай Репников», - около 19 тысяч тонн. Традиция, которую возродил в прошлом году Союз рыбопромышленников Севера, сегодня продолжает МТФ. Это приятно. Радостно, что встречали «Репникова» курсанты средней мореходки (Мурманского морского рыбопромышленного колледжа. - Авт.), наши будущие рыбаки. Приятно, что были представители областного комитета по рыбохозяйственному комплексу. Обидно, что не пришли представители администрации Мурманска. Не было их и в прошлом году. Я хотел бы задать им вопрос от имени населения: почем будет продаваться мойва в городе рыбаков? Те 340 тонн, которые рыбаки привезли сюда, будут реализовывать оптом по 25,5 рубля за 1 кг. Станислав Васильевич (Никаноров, гендиректор МГФ. - Авт.) сказал, что 40 тонн отдаст на местный рынок. Вот тут бы и порадовать мурманчан более низкой ценой, ведь была же когда-то городская программа «Дешевая рыба», которая была рассчитана как раз на них. Но - нет.
В этом году начали промысел мойвы немного раньше, чем обычно. Пока еще нет нормальных косяков, рыба быстро рассеивается».
Отвечая на вопрос ИА «Nord-news» по поводу сроков прихода в порт охлажденки, которую должен привезти сейнер-траулер «Лазурный», Геннадий Васильевич сказал: «Ждем сейчас решение суда или аппеляцию от компании «Мурман СиФуд» (ее лишили мойвенной квоты за недобор лимита в течение 2-х лет подряд. - Авт.), у них около 9 тысяч тонн. Если Хижняков (Владимир Алексеевич, гендиректор «Мурман СиФуд». - Авт.) откажется от своих претензий, то этот объем может взять любая компания, или «Айсберг-Норд», где есть наливное судно «Лазурный».
- До сих пор нет информации по работе в мойвенную путину от гендиректора ОАО «Мурманский рыбокомбинат» Михаила Зуба. Как у него дела? Будет ли работать по охлажденной мойве и сайде с норвежцами, как это было в прошлые годы? - еще вопросы от ИА «Nord-news».
- Настроение у Зуба плохое, - отвечал Геннадий Степахно. - Я собираюсь как председатель комитета по природопользованию, агро- и рыбопромышленному комплексу Мурманской областной думы съездить на рыбокомбинат, посмотреть ситуацию. У Михаила Изяславовича нет уверенности, что российская мойва будет поставляться на рыбокомбинат. Грузы еще не набрали крупные суда типа «Генерал Радзиевский» (МТФ), «Капитан Моргун», «Морской прибой» («Робинзон»), у них взята где-то одна треть, половина груза. По норвежской рыбе пока информации нет.

Поделиться: