Как мы уже сообщали, вчера губернатор Мурманской области встретился с жителями Ловозера. Дмитрий Владимирович подчеркнул, что проблемы, которые будут обсуждаться, «решим с теми депутатами, которые избраны от Ловозерского района, и с его главой Дмитрием Александровичем Писаревым. Безусловно, их очень много, в том числе тех, что не решались годами. Решать эти вопросы надо, но делаться это будет не быстро.
Я люблю общаться с обычными людьми, потому что они высвечивают совершенно другие грани проблем, нежели чиновники или депутаты. Или обозначают те, о которых мы вообще ничего не знаем. Диалог власти и общества, губернатора и жителей Мурманской области обязан выстраиваться».
Ряд наиболее актуальных проблем поднял Николай Брылев, депутат Ловозерского райсовета, председатель Совета ветеранов Ловозерского района.
- Первый вопрос - по поводу реализации 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», - начал Николай Николаевич. - Мы пришли к выводу, что для Ловозерского района он принес больше вреда, чем пользы. На 5 небольших населенных пункта у нас приходится 3 администрации. Это большое количество расходов на содержание чиновничьего аппарата. А многие проблемы как не решались, так и не решаются. Или решаются, но не так, как бы хотелось нам и федеральным чиновникам, которые изобретали этот закон. Федеральные и региональные власти возложили всю ответственность за жителей поселений на муниципальные власти. Но те не могут решить проблемы людей, потому что у них нет денег. Люди идут в районную администрацию, а там говорят: «Извините, это не наши полномочия». И это переталкивание жителей от одной администрации в другую вызывает раздражение. Мы неоднократно поднимали этот вопрос и перед администрацией области, и перед областной думой. С нами соглашаются. Более того, в сентябре 2009 года состоялся координационный совет представительных органов местного самоуправления, на котором было принято решение: просить региональное правительство рассмотреть в октябре 2009 года вопрос укрупнения муниципальных образований в рабочем кругу заинтересованных лиц с привлечением депутатов областной думы. А также - разработать для муниципалитетов методические рекомендации по проведению публичных слушаний и референдумов по преобразованию муниципалитетов. Предложить Мурманской областной думе - дополнительно рассмотреть вопрос по преобразованию муниципалитетов на заседании координационного совета представительных органов местного самоуправления после изучения общественного мнения и проведения публичных слушаний. И контроль за исполнением возложить на Александра Дмитриевича Крупадерова, заместителя председателя Мурманской областной думы. Спустя полтора года Крупадеров приехал сюда для проведения депутатского приема жителей. Я спросил, как движутся дела в направлении, которое мы обозначили. Он удивился: «Надо же, я еще должен осуществлять контроль за исполнением решений?». Впервые узнал об этом. Такое отношение к местным проблемам чиновников разных уровней Мурманской области и депутатов вызывает вопрос: решаемы эти проблемы на уровне региональной власти или нет? Если нет, то мы будем обращаться выше.
- В первую очередь это желание жителей, - отвечал губернатор Дмитрий Дмитриенко. - Если желание об объединении муниципалитетов есть, то создается инициативная группа, которая продвигает этот вопрос. Не вижу здесь особых проблем. Наоборот чаще всего муниципальные образования не хотят объединяться. Если большинство жителей муниципалитетов готово проголосовать «за» на референдуме, все остальное можно сделать автоматически. Если вы (обращается к Брылеву. - Авт.) готовы возглавить инициативную группу, то с 10 марта я готов этим вопросом заняться.
- Я готов, - согласился Николай Николаевич. - И у меня второй вопрос, деликатный: о захоронении ушедших из жизни людей. С некоторых пор требуется члену семьи умершего отвезти труп на освидетельствование судебно-медицинской экспертизы, заплатить за это 6 тысяч рублей и привезти обратно. Представьте себе: жили два пожилых человека, близких у них или нет, или проживают далеко. И на нищенскую пенсию приходится решать организационные вопросы, похоронные, поминки проводить. В Ревде и Ловозере - ладно, но более тяжкая ситуация в Краснощелье, Каневке и Сосновке. Оттуда вертолетом труп надо доставить в Ловозеро, потом перевезти его в Мончегорск, потому что нигде ближе медэкспертизу провести нельзя. И затем надо вернуть труп назад в поселение, откуда он был доставлен. Вернуть вертолетом, где сидят пассажиры, в том числе - дети. До такого маразма только у нас можно было дойти. Такое вот циничное, наплевательское отношение к человеку, ушедшему из жизни. Мы даже покойника не можем проводить в последний путь по-людски. В Положении о похоронном деле записано: кто назначает экспертизу, тот и решает вопросы организации и оплаты всех этих процедур. Но правоохранительные органы, требуя от населения неукоснительного соблюдения законов, сами наотрез отказываются решать эти проблемы. Говорят, что эти вопросы должны решать в администрации сельских и городских поселений. Но у поселений нет денег на эти процедуры. У них практически ни на что нет денег, а тем более на такие затратные мероприятия. Как решить этот вопрос? Никто сегодня не может дать нам конкретного ответа.
- Давайте, от обратного начнем, - предложил губернатор. - Эта иждивенческая позиция всех поселений начинает меня, честно говоря, просто бесить. Сейчас финансисты приехали из Ловозера: управление бюджетом - вообще никакое. Два самых худших муниципалитета - Ловозеро и Ковдор. И, между прочим, депутаты тоже должны следить за тем, как исполняется бюджет. В сельских поселениях сидят - только руками разводят. Вы сами выбираете своих глав. Четыре вида налогов администрируются всеми главами муниципалитетов. Два рядом находящихся поселения: одни нормально администрируют имущество, землю и все остальное, у других - полная разруха. Знаете, как говорят? Каков поп - таков приход. Надо с главами поселений работать, тогда и деньги появляются, и все вопросы решаются. Мы никого не оставляем без присмотра, и если кто нуждается в деньгах, всегда им помогаем. В прошлом году раздали 2 млрд рублей только на выравнивание бюджетной обеспеченности. Это немаленькие деньги. В этом году будем разбираться, как они потрачены, на что. Половину программ, написанных для жителей Мурманской области, главы муниципалитетов благополучно «завалили». Начиная с расселения из аварийного и ветхого жилья. Навыбирали таких фирм, что до сих пор ищем их по всей стране. Я считаю, что нужно принципиально менять отношение жителей к тем, кого они выбирают главами. Должна быть система общественного контроля за деятельностью администраций поселений. То, что вы сказали, абсолютно правильно: чиновников скоро станет больше, чем жителей.
Вопрос с захоронением действительно стал очень больным. В конце прошлого года мы рассматривали его на координационном совещании совместно с МВД. В процессе реформы правоохранительных органов «выпало» это звено. Полномочий в этом вопросе нет ни у субъекта, ни у МВД. Главное, что судебно-медицинская экспертиза работает. У нас был момент, когда она вообще не работала, потому что изменилось законодательство и возможность финансирования работы судебных медиков. Люди просто перестали идти работать в этой сфере. Сейчас все наладилось.
По поводу доставки умерших на медэкспертизу. Действительно, теперь это отнесено к полномочиям поселений. Насколько я понимаю, не в каждом случае нужна экспертиза в таком объеме, что нужно доставлять. Были случаи, когда сами медэксперты приезжали на места. Наверное, в каждом конкретном случае надо решать отдельно, понятным образом. Действительно, вопрос непростой, и когда идут реформы, всегда что-то забывается. Это тот случай, когда проблема возникла в рамках реформы МВД и органов местного самоуправления. Если это такая жесткая проблема, которая системно у вас возникает, давайте вместе решать.

Поделиться: