12:0207.02.12

Рыба должна идти от «лодки до глотки», Юрий Алашеев

Рыба должна идти от «лодки до глотки», Юрий Алашеев

Отечественные рыбопереработчики намерены бороться за покупателя с помощью сертификации своей продукции, отслеживания движения рыбы от вылова до прилавка и активной пропаганды потребления рыбы среди населения.
«Спрос на рыбную продукцию хуже, чем в позапрошлом году, - констатирует председатель Рыбного союза Юрий Алашеев. - И вот что показательно: вылов рыбы с каждым годом растет, импорт сокращается. Казалось бы, перерабатывающие компании могут в разы увеличивать производство. Однако сегодня потребители не спешат покупать более удобную готовую продукцию, отдавая предпочтение неразделанной, так называемой целиковой рыбе».
Проблем у рыбопереработчиков накопилось за последнее время немало - это и низкое качество рыбного сырья, и снижение динамики спроса, и ужесточение требований к рыбопереработке в связи с вступлением страны в Таможенный союз и ВТО и, наконец, «бесхозность» отрасли: если рыбаков активно поддерживает Росрыболовство, то у переработчиков нет ведомства, которое защищало бы их интересы.
Именно эти темы стали ключевыми на Первой Всероссийской конференции рыбоперерабатывающих предприятий, состоявшейся на прошлой неделе в Москве. Основным проводником идей рыбопереработчиков сегодня является Рыбный союз, объединяющий 26 предприятий, среди которых «Балтийский берег», РОК-1, «Меридиан», «Санта-Бремор», «Вичунай». Ежегодные объемы производства этих предприятий составляют более 500 тыс. тонн продукции на общую сумму около 65 млрд рублей. Сегодня лидеры рынка думают о том, как объединить свои усилия, чтобы отрасль могла эффективно развиваться.
Вялый спрос на продукцию рыбопереработки - одна из главных проблем отрасли. Не секрет, что зачастую причина безразличия покупателей - низкое качество фасованной рыбы. Рыбопереработчики считают, что виной всему плохое качество сырья. По их словам, норвежские и российские рыбаки вылавливают в море одну и ту же рыбу, но на выходе отечественное сырье оказывается с большим процентом брака. Поэтому крупные отечественные компании, выпускающие брендированную продукцию, в основном используют импортное сырье. Причем относится это не только к морепродуктам, которых действительно в нашей стране недостаточно, но и даже к такой популярной рыбе, как сельдь, лидер продаж. И это несмотря на то, что в 2011 году доля отечественной рыбы на российском рынке, по оценке Росрыболовства, составила уже 70%.
«У нас современное технологичное предприятие. Если мы будем закупать некачественное сырье - горбушу, сельдь, скумбрию, семгу, форель, - то всё загубим. В рыбопереработке 90 процентов качества готового продукта зависит от качества сырья», - рассказывает генеральный директор компании «Меридиан» Светлана Федосеева.
Использование импортного сырья, естественно, делает продукцию дороже, что в дальнейшем приводит к обострению взаимоотношений рыбопереработчиков с розницей. «К сожалению, для ритейлеров сегодня не важно качество продукции, не важно даже соотношение цены и качества. Для них главное - низкие цены, а гонка за ценами приводит к тому, что в магазинах торгуют продуктами, которые невозможно есть», - жалуется один из рыбопереработчиков.
Рыбный союз предлагает комплекс мер для развития отрасли. Например, ввести добровольную сертификацию, ответственность компаний за качество своей продукции.
Между тем вопрос добровольной сертификации остается спорным.
«Сегодня в России зарегистрировано порядка 500 систем добровольной сертификации, из которых реально действующих меньше одного процента», - считает директор сертификационного центра «Ростест» Алексей Медников.
«К сожалению, система добровольного страхования в нашей стране себя дискредитировала, - поддерживает его председатель Общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков. - Мы запутали потребителя, и он уже не знает, чему доверять. Если применять добровольную сертификацию, то важно, чтобы ее поддержало большинство переработчиков, и пусть, к примеру, это будет один знак качества, каким в советское время был знак ГОСТа».
Другая идея Рыбного союза заключается в создании системы, которая позволяет отслеживать происхождение и перемещение рыбной продукции. Как говорят о ней сами переработчики, «от лодки до глотки». Суть ее в следующем: на готовой продукции появится второй штрихкод, по которому покупатель прямо в магазине может узнать полную информацию - где, кем, когда была выловлена рыба, как она хранилась и кто ее перерабатывал. «Это будет еще и защитной мерой для отечественных производителей в условиях вступления России в ВТО», - говорит исполнительный директор Рыбного союза Сергей Гудков. По его мнению, оснащение магазинов специальным оборудованием и затраты на штрихкодирование не должны увеличить стоимость рыбопродукции. В настоящее время на цену влияют в большей степени затраты на ветеринарный контроль, которые можно будет снизить, поскольку они тоже будут входить в новую систему.
«Такая система идеальна для потребителей, это действенный инструмент борьбы с фальсификатом, но это не дело ближайших дней. Теоретически ритейлу это интересно, вопрос только в реализации и издержках, потому что сегодня никто не готов нести большие издержки. А готовы ли сами участники рыбного рынка открыть всю свою цепочку? Другие поставщики продуктов питания, например алкоголя, тоже мечтают о такой программе, но пока ни одного реализованного проекта нет», - рассуждает исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Белоновский.
Большое значение Рыбный союз придает и непосредственному общению с потребителями, для чего создается Агентство по пропаганде рыбы и морепродуктов. «Мы будем через СМИ, социальную рекламу на ТВ, блоги и форумы в интернете информировать людей о нашей работе по добровольной сертификации, системе прослеживания рыбы от вылова до прилавка, рассказывать о полезных свойствах рыбы и морепродуктов», - говорит Юрий Алашеев. Он рассчитывает, что благодаря такой пропаганде объемы потребления рыбопродукции вырастут, а отрасль получит мощный импульс для развития.

Поделиться: