12:4207.02.12

Необходимо кардинальное упрощение и либерализация налогового законодательства

Необходимо кардинальное упрощение и либерализация налогового законодательства

Программа юбилейной XX Недели российского бизнеса открылась конференцией «Фискальная нагрузка: повышение, перераспределение или снижение». Конференция прошла при поддержке компании «Эрнст энд Янг», сообщает РСПП.
Открыл конференцию Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. По его словам, в преддверии выборов «вопрос отношений бизнеса и власти становится особенно актуальным». Участники конференции, среди которых были заместитель Министра финансов РФ С.Д. Шаталов, В.В. Егоров, Заместитель руководителя Федеральной налоговой службы, председатель Комитета ГД ФС РФ по бюджету и налогам А.М. Макаров и заместитель председателя Комитета по энергетике ГД ФС РФ П.Н. Завальный, руководители компаний-членов РСПП, обсудили возможности сдерживания роста фискальной нагрузки на бизнес.
В своем выступлении С.Д. Шаталов отметил, что не поддерживает повышение налоговой нагрузки на экономику. По его мнению, рост фискальной нагрузки может быть ограничен за счет снижения бюджетных расходов, например, военных и пенсионных. Рост косвенных налогов г-н Шаталов назвал в качестве крайней возможной меры при росте бюджетного дефицита. При этом он высказался против роста налогов на труд и на прибыль, а также против отраслевых преференций в части перераспределения налоговой нагрузки.
Участники конференции поддержали этот подход, указав на необходимость зафиксировать в перспективе предельный уровень прямой финансовой нагрузки на бизнес, включая налоги, таможенные платежи, расходы компаний на социальное и обязательное страхование. Без предсказуемости базовых условий ведения бизнеса компаниям будет сложно проводить необходимую модернизацию производства и развивать инновации.
По мнению председателя Комитета ГД ФС РФ по бюджету и налогам А.М. Макарова необходимо кардинальное упрощение и либерализация налогового законодательства, в частности, первой части Налогового кодекса, поскольку «ловить преступников с помощью Налогового кодекса бесполезно». При этом он подчеркнул необходимость обеспечения эффективности бюджетных расходов. Также г-н Макаров сообщил о планируемом создании в Государственной думе экспертного совета, призванного стать площадкой для обсуждения проектов нормативных актов в налоговой и бюджетной сфере: как уже внесенных в ГД ФС РФ, так и на этапе их разработки в ведомствах. Это должно послужить более активному участию нижней палаты парламента в разработке бюджетно-налоговой политики.
В своем выступлении партнер компании «Эрнст энд Янг» А.Лобова отметила ситуацию с налоговым администрированием, которая по данным компании в 2011 г. несколько ухудшилась, несмотря на ряд прогрессивных новаций в законодательстве.
Заместитель руководителя ФНС Д.В.Егоров привел альтернативные данные, согласно которым в 2011 г. количество жалоб на налоговые органы сократилось на 10%, а количество судебных разбирательств - на 18%. По его словам, из 1000 организаций лишь 8 охвачены выездными проверками. При этом имеющиеся сложности с налоговым администрированием по его мнению могут быть связаны с предстоящим переходом к оказанию услуг в электронном виде. Также г-н Егоров отметил необходимость более широкого раскрытия компаниями информации о своей деятельности на добровольной основе в качестве возможного пути сокращения административной нагрузки на бизнес.
Также в рамках конференции обсуждались перспективы изменения налоговой нагрузки в ряде отраслей, в т.ч. в нефтегазовом секторе и в производстве алкогольной продукции.
Завершая работу конференции, Александр Шохин предложил «отложить налоговый маневр», при этом в течение 2012 года определить будущую модель пенсионной системы, а также системы социального страхования и здравоохранения, и на этой основе определить основные параметры налоговой системы на перспективу.
При этом требуется обеспечить проведение полноценных консультаций по изменению нагрузки на бизнес со всеми заинтересованными сторонами. С этой целью, по мнению участников конференции, необходимо распространить процедуры оценки регулирующего воздействия на налоговое законодательство и внести изменения в регламент ОРВ, предусмотрев обязательный учет позиции нескольких бизнес-ассоциаций; обеспечить проведение общественного обсуждения законопроектов перед их рассмотрением во втором чтении, внеся соответствующие изменения в регламент Государственной Думы и Правительства Российской Федерации.

Поделиться: