15:3809.02.12

Производители могут облегченно вздохнуть: квас и кефир - не алкоголь

Производители могут облегченно вздохнуть: квас и кефир - не алкоголь

Квас, кефир и сырокопченая колбаса не будут признаны алкогольной продукцией, несмотря на содержание в них некоторого количества алкоголя. Хотя могли бы ей стать, согласно проекту постановления правительства, который содержит список пищевой продукции, производство и оборот которой выводятся из-под действия закона «О госрегулировании алкогольного рынка» (171-ФЗ). Для компаний принятие данного списка станет облегчением: производители коньячной колбасы, в частности, признались, что очень боялись попасть в поле зрения известной своей жесткостью Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование, РАР), пишет РБК.
Незадолго до принятия большого пакета поправок в 171-ФЗ в июле прошлого года в ряде СМИ появились сообщения, что квас будет признан алкогольным напитком, так как содержит 1,2% спирта. Помимо очевидной абсурдности такого шага признание популярного освежающего напитка алкогольным добавило бы головной боли его производителям. Им пришлось бы устанавливать на линиях счетчики учета продукции, сдавать декларации об объемах производства в РАР, платить акциз, а в ближайшей перспективе и получать лицензии на производство. Большинство компаний таких перемен просто бы не выдержали.
Разработчики поправок и чиновники РАР, впрочем, поспешили успокоить производителей кваса, заверив, что до 1 июля, когда соответствующие поправки в 171-ФЗ вступят в силу, будет составлен и утвержден список пищевых продуктов, содержащих алкоголь, но не попадающих под действие «алкогольного» закона.
Как следует из документа, от контроля со стороны алкогольного регулятора будут освобождены сахаристые и мучные кондитерские изделия, безалкогольные напитки брожения и квасы, кисломолочные продукты, плодовые и ягодные пюре, фруктовые соки и сырокопченые колбасы. При этом в документе подчеркивается, что содержание алкоголя в продуктах, где спирт образуется сам собой, а не путем его добавления (кефир, квас, соки и т.д.), не должно превышать 1,5% объема готовой продукции.
Как выяснило издание, перспектива быть признанным производителем алкогольной продукции наибольшую тревогу вызывала у отечественных производителей колбасы и кондитеров. В сырокопченой колбасе и пирожных алкоголь появляется путем добавления его в продукт в процессе изготовления, а не в результате брожения. Очевидно, что при масштабных объемах производства компании вынуждены закупать существенное количество алкоголя.
Для производства некоторых видов сырокопченых колбас в России исторически используются коньяк и мадера. Согласно ГОСТ 16131-86 «Колбасы сырокопченые», коньяк добавляется в «Майкопскую», «Невскую», «Советскую», «Свиную» и «Столичную» колбасы, мадера используется при производстве колбасы «Особенной». По ГОСТу использование этих алкогольных напитков ограничено количеством 250 г на 100 кг несоленого сырья. При этом некоторые производители пояснили, что допускают добавление до 1 л коньяка на 100 кг сырья при производстве некоторых видов в соответствии с утвержденными техническими условиями (ТУ).
По оценке Мясного союза, в России ежегодно выпускается 250 тыс. т сырокопченых колбас, из них 70 тыс. т - с применением коньяка. По словам президента союза Мушега Мамиконяна, на производство 1 т сырокопченой колбасы используется 2 л коньяка. В итоге максимально возможные совокупные закупки коньяка для производства колбасы могут составлять порядка 140 тыс. л, что соответствует среднемесячному объему производства коньяка на таких крупных предприятиях, как «Ладога» или Калининградский винодельческий завод.
В Росалкогольрегулировании заверили, что производители колбас и кондитерских изделий могут не беспокоиться по поводу необходимости получения лицензий. «В проект перечня пищевой продукции с содержанием этилового спирта более 0,5% объема готовой продукции, которая выведена из-под действия 171-ФЗ, как мы и говорили, вошли кондитерские изделия, квас, кисломолочная продукция и сырокопченые колбасы, - заявили в пресс-службе ведомства. - Вполне возможно, что окончательный перечень будет дополнен другими наименованиями».
Источник в РАР пояснил, что производители колбас и пирожных закупают алкоголь не для дальнейшей реализации, а для нужд собственного производства, поэтому их деятельность в сферу ответственности Росалкогольрегулирования не попадает.

Поделиться: