09:1916.02.12

Золотая рыбка: как заманить в сети лизинг?

Золотая рыбка: как заманить в сети лизинг?

В Росрыболовстве состоялось совещание по вопросам строительства рыбопромысловых судов на условиях лизинга. Финансово-кредитным организациям и рыбакам по-прежнему очень сложно договориться друг с другом. На встрече присутствовали представители как государственных кредитных организаций - ОАО «Россельхозбанк», ОАО «Росагролизинг», ОАО «Внешэкономбанк», ОАО «ВЭБ-Лизинг», ОАО «Сбербанк России», ЗАО «Сбербанк Лизинг», ЗАО «Гознак-Лизинг», так и крупных предприятий и отраслевых объединений - Ассоциации добытчиков минтая, Союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки, Ассоциации рыбопромышленников Сахалина, Союза рыбопромышленников Севера.
Открывая совещание, руководитель Федерального агентства по рыболовству Андрей Крайний призвал всех участников к выработке согласованных предложений по вопросам финансирования строительства и модернизации рыбопромыслового флота на условиях лизинга. Он напомнил о среднем возрасте и износе отечественных добывающих судов, в результате чего себестоимость рыбопродукции у российских компаний на 20-25% выше, чем у их иностранных коллег.
Основными нерешенными вопросами, препятствующими обновлению флота, он назвал слишком высокие ставки кредитов, малый срок, на который их предоставляют, отсутствие у предприятий достаточной залоговой базы и небольшие госсубсидии. «На кредитные деньги строить нельзя. Лизинг - тот самый финансовый инструмент, благодаря которому мы могли бы обновить флот», - сделал вывод Андрей Крайний. Он отметил, что на эти цели отрасли до 2020 г. понадобится порядка 1,5 трлн рублей.
Как сообщает корреспондент РИА «Fishnews.ru», в ходе дискуссии вновь обсуждались возможности использования долей квот в качестве залога, варианты с предоставлением банковских или правительственных гарантий, привлечением иностранных верфей к работе на российской территории и даже строительством за счет государства серии судов с последующей продажей их рыбакам.
Традиционно нелестные слова прозвучали в адрес отечественных судостроительных предприятий и степени их готовности к работе с рыбаками. Наглядным примером такого отношения стало поведение присутствовавшего на совещании представителя ОАО «ОСК», который игнорировал любые обращенные к нему вопросы. Возможно, более удачным получилось бы сотрудничество заводов с финансовыми организациями, однако последние по-прежнему имеют весьма смутное представление о рыбной отрасли и предпочитают подстраховаться, выдвигая такие условия и цены, которые волей-неволей заставляют рыбопромышленников искать счастья за рубежом.
Глава Росрыболовства попытался убедить лизинговые компании в том, что «доли квот - это не кот в мешке» и «риск невозврата кредитов исчезающее мал». По его словам, правительство уже поручило проработать вопрос о залоге долей и субсидировании процентных ставок на срок более 5 лет. Кроме того, в настоящее время активно обсуждается вопрос о закреплении долей квот за пользователями на 20 лет. Ведомство также может консультировать финансовые организации о состоянии рыбопромышленных компаний, пожелавших построить или приобрести судно в лизинг.
В ответ государственные компании выразили готовность рассматривать проекты по строительству рыбопромысловых судов, но с одним условием - местом их реализации должны быть исключительно российские верфи. Рыбакам такой поворот пришелся не по душе, ведь в этом случае все риски, в том числе рост конечной стоимости и удлинение сроков строительства, ложатся на судовладельца. А вот под уже ввезенный в Россию траулер, построенный либо приобретенный за рубежом, желающих предоставить кредитные средства оказалось предостаточно.
На взгляд банков, заслуживает внимания и вариант с коротким кредитом на срок строительства (неважно в какой стране) и последующей его реструктуризацией, когда в качестве залога будет выступать уже существующее судно. Другое предложение касалось передачи части доли квоты специально созданной компании, которая бы полностью находилась в залоге у банка. Но при таком подходе, как справедливо указал руководитель ФАР, есть риск нечестной игры со стороны лизинговой компании, а рыбаки тут же напомнили, что дробление долей противоречит закону. Впрочем, по мнению Андрея Крайнего, для строительства флота можно сделать исключение.
«В вопросе обновления рыбопромыслового флота нужен государственный подход. Пилотным проектом должно заниматься государство в лице лизинговых компаний либо Росрыболовства, - уверен председатель Совета директоров ОАО «Преображенская база тралового флота» Сергей Саксин, компания которого в прошлом году спустила на воду в Николаеве БАТМ «Генерал Трошев». - Позитивный момент, что государство все-таки создает лизинговые компании для финансирования, в том числе и рыболовства. Но сегодня они не обладают ни достаточными знаниями, ни механизмами реализации данных проектов. Поэтому пока все остается в стадии обсуждения. Недоумение вызывает и позиция ОАО «ОСК» - на все вопросы у них один ответ: «Без комментариев». В чем тогда смысл их участия в таких совещаниях?»
Что касается мер государственной поддержки, то одного субсидирования части процентной ставки явно недостаточно, чтобы оживить процесс модернизации рыбопромыслового флота. Отмена ввозных пошлин, вкупе с НДС составляющих почти четверть стоимости нового судна, стала бы куда более весомым аргументом для судовладельцев, не говоря уже о дотациях на топливо. Пока российские верфи станут конкурентоспособными и экономически привлекательными для заказчиков, может пройти не одно десятилетие, а рабочие места, которые даст обслуживание «незаходных» на сегодняшний день судов, появятся моментально.
«К сожалению, то и дело встречаясь, мы ходим по кругу. Я призываю всех участников процесса сосредоточиться на конкретных проектах. Когда мы возьмем конкретный проект постройки судна для конкретной компании, поработаем над ним, почувствуем все его нюансы - где строить и какие трудности при этом возникают, тогда мы поймем, насколько это реально и будем тиражировать этот опыт. А сегодня мы говорим обо всей отрасли и ни о какой конкретике», - скептически оценил результаты мероприятия вице-президент ЗАО «Сбербанк Лизинг» Александр Комаров.
Несмотря на это «Сбербанк Лизинг» готов работать с рыбохозяйственными предприятиями. «У нас очень гибкий подход. Сделки сложные, они требуют проработки, но мы готовы этим заниматься. Мы будем добиваться, чтобы все рыбаки поняли, что Сбербанк проснулся, а то его считают мамонтом, который отстал от рынка на десять лет. На самом деле все совсем не так. Если к нам попадет реальный проект, придет заемщик, мы готовы с ним работать, у нас для этого есть все инструменты», - отметил представитель компании.
Мнение о том, что российским кредитным организациям пора выходить из спячки в секторе рыболовного судостроения, разделяют и другие эксперты. «Финансовые институты, банки, лизинговые компании, принимавшие участие в сегодняшней встрече, сильно рискуют, - полагает президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев. - Вступление России в ВТО открывает доступ на российский банковский рынок крупным зарубежным финансово-кредитным учреждениям, которые уже сейчас имеют изощренные линейки финансирования строительства рыбопромысловых судов. Поэтому для российской финансово-кредитной системы было бы важно успеть и начать хотя бы несколько знаковых проектов. Если они не начнут кредитовать строительство рыбопромыслового флота, это за них сделают другие».

 

 

Поделиться:

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

20:47В центре Мурманска перекроют улицу Воровского

19:34Мурманчанка в квартире изрезала 22-летнего бывшего мужа

17:51Пьяный мурманчанин отдал карту новому знакомому и лишился 100 тысяч

17:40Сбербанк и АО «Концерн «НПО «Аврора» подписали на МВМС-2017 соглашение о стратегическом сотрудничестве

17:03Из-за ремонта теплосети в Первомайском районе Мурманска перекроют движение

16:45Мурманчанин на тележке пытался увезти чужие литые диски

16:30Синоптики: В Мурманскую область приходит лето

16:03Появились подробности жестокого убийства с расчленением женщины в Снежногорске

15:46«Норникель» реконструирует распределительную подстанцию в Мончегорске

15:27Наталия Карпенко: Доступность дошкольного образования детям до 3 лет – в приоритете

15:11Горящее деревянное строение в Коле повредило автомобиль

14:56Выставка «Мурман – берег надежды» расскажет о жизни семей после революции

14:33Центр строительства морских объектов в районе Белокаменки стал ключевым проектом

14:13В Кандалакше работники РЖД объявили голодовку

13:52Упавшего с Кольского моста школьника ищут более сотни спасателей

13:30В Москве приступили к лечению Дарьи Стариковой из Апатитов

13:01Житель Заполярного отправится под суд за убийство пенсионерки

12:49В Мурманске появится единая стоматологическая служба

12:26За изнасилование ребёнка-инвалида мурманчанин отправится в колонию

12:12«Колэнерго» напоминает о необходимости соблюдения охранных зон ЛЭП

11:56На Кольском мосту в Мурманске столкнулись три автомобиля

11:36Мурманский морской торговый порт приступил к озеленению территории

11:07Житель Мурманска создал финансовую пирамиду и похитил у россиян 37 млн

10:43В Мурманске стартовал партийный проект «Профориентация-2025»

Все новости