16:2620.02.12

Не начался ли исход с рынка тех «бизнесов», кто был создан на пособия по безработице?

Не начался ли исход с рынка тех «бизнесов», кто был создан на пособия по безработице?

На эту тему размышляет Владимир Буев, вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИП).
«В СМИ периодически стали появляться сообщения о статистических «провалах», касающихся динамики российского рынка труда, - акцентирует внимание Владимир Буев. - Так, осенью в России начала расти безработица. Согласно данным обследования Росстата, безработица (рассчитанная по методологии Международной организации труда) в октябре увеличилась на 0,4% и составила 6,4% экономически активного населения. В абсолютном выражении это ни много ни мало 4,8 млн человек. Отрицательный «рост» таким образом составил 200 тысяч человек. Самая большая группа безработных - молодежь до 25 лет (26,6%), а средний возраст - 35 лет. Почему это могло произойти? Есть одна скромная гипотеза, что немалую часть этого «провала» могли составить «предприниматели», у которых закончился годовой срок, в течение которого они не имели права вернуться в Службу занятости, чтобы снова зарегистрироваться как безработные...
С 2009 года наблюдался количественный рост числа индивидуальных предпринимателей и микропредприятий, чем очень гордился профильный департамент Минэкономразвития, отвечающий за поддержку и развитие сектора МСП. При этом замалчивались качественные показатели развития сектора (занятость, объемы оборотов и инвестиций), которые были далеко не блестящи, а то и просто печальны. Во всяком случае внимание на последних «профильные ответственные» старались никогда не акцентировать.
Сам количественный рост создавался в значительной мере механически, за счет субсидий безработным, выдаваемых на «открытие собственного дела» по линии Минздравсоцразвития (субсидия составляет годовой размер пособия по безработице). За прошедшие 2 с половиной года их было выдано свыше 350 тысяч, соответственно «создано» такое же количество «новых бизнесов» - и это только по одной линии, не считая те бизнес-единицы, что «народились» на средства профильного департамента Минэкономразвития, региональных и муниципальных бюджетов.
Получив субсидию и «став предпринимателем», бывший безработный уже обязан был по крайней мере в течение ближайшего года «предпринимателем же и оставаться (для государства и для статистического учета). Безработица стала сокращаться, поскольку снова зарегистрироваться в Службе занятости в качестве безработного новоявленный «предприниматель», даже прогорев, уже не мог (отсюда и бравурные заявления министра здравоохранения и социального развития Татьяны Голиковой, что «из тех, кто открыл собственное дело, только 3-4 процента его прекратили»).
Общество и эксперты наслушались сказочных «кейсов» про «предпринимателей-фермеров», получивших субсидии на разведение кроликов. Суть этих «кейсов» такова: купив на годовое пособие по безработице то ли «движимое», то ли недвижимое имущество в виде двух прытких «незайцев», «предприниматель» за первый год мог получить: 4-7, а то и 10-11 окролов (по 6-12 крольчат за окрол), до 1000 грамм пуха, 60 или даже 100 кг мяса. На второй год, разумеется, должна была начаться геометрическая прогрессия. Ночи Шахерезады в интерпретации «кейсов» должны были заканчиваться оазисами в пустыне: расцвет микропредпринимательства, а следом за ним и экономики в целом, ростом занятости и самозанятости, выполнением социальной и экономической функции МСП (все согласно экономической теории). Между делом, уже не в теории, а на практике, субсидии одного ведомства (Минздравсоцразвития) красиво «улучшали статистику» для другого (профильного департамента Минэкономразвития). И всем вроде бы было хорошо: безработные получали денежку и на первом этапе были довольны, Минздравсоцразвития и профильный департамент МЭР отчитывались об «эффективной» работе. Поскольку со следующего года программа Минздравсоцразвития в части чудесного превращение безработных в предпринимателей закрывается (компетенция уходит в регионы), то к концу года она начала мягко и по-тихому сворачиваться.
До поры до времени за скобками оставался вопрос, насколько вообще способен безработный, оказавшийся за дверьми компании, на небольшие средства и без опыта ведения предпринимательской деятельности не просто зарегистрировать, но реально начать и развить свое дело. После любой ночи, даже если это ночь Шахерезады, наступает утро. В 2010 году появились первые совсем не сказочные кейсы, и вовсе не про кроликов.
Примечателен случай по субсидии, выданной в славном городе Котовске Тамбовской области. «Предприниматель» пошел по уголовной статье «мошенничество» по сути только за то, что не смог раскрутить «бизнес» и решил его закрыть раньше положенных 12 месяцев. При этом человек согласился стать предпринимателем по предложению Центра занятости, честно прошел обучение в Тамбовском бизнес-колледже, составил бизнес-план, в соответствии с которым он «должен был заниматься предпринимательской деятельностью по предоставлению гражданам услуг по проведению ремонтных работ в квартирах». Получил положенные 58800 рублей. Часть этих денег он потратил на уплату налога (6%), купил себе электродрель, пилу и перфоратор. Далее пояснения «предпринимателя» зафиксированы в приговоре»: «Оставшаяся часть находилась у него дома до февраля 2010 года. Осенью 2009 года его бывшая жена Дымскова Г.И. обращалась в газеты объявлений, но по этим объявлениям к нему никто не обращался, свои услуги он никому не предоставлял, и развить свой бизнес не смог. Один раз он ездил в Москву, но там тоже ничего не смог заработать. Поэтому 28.01.2010г. он снялся с учета в качестве предпринимателя. Кроме того, его часто мучили приступы боли в животе, и в марте 2010 года выяснилось, что у него был аппендицит, который ему удалили. Поскольку он не имел доходов, то оставшиеся средства, выделенные ему службой занятости, он израсходовал. В ЦЗН он не сообщил, что снялся с учета в качестве предпринимателя и не отчитывался о расходовании указанных средств. В мае 2010 года он был приглашен в ЦЗН, где ему предложили подписать дополнительное соглашение к договору от 19.08.2009 г. Но он отказался это делать, так как ему не понравилось, что это соглашение носило односторонний и принудительный характер, а также давление, которое на него оказывал сотрудник службы занятости. Он понимает, что обязан вернуть государству полученные им на развитие бизнеса деньги, и признает гражданский иск, но вместе с тем не считает, что совершил преступление, так как не является мошенником, и никого не собирался обманывать. По его мнению, вопрос о возврате денег государству можно было разрешить в порядке гражданского судопроизводства без возбуждения уголовного дела...». Однако, итог печален - «уголовка» и лишение свободы на срок шесть месяцев (хорошо, что хоть условно). Мало ли горе-предпринимателей оказалось в подобной ситуации? Реальной статистики на сей счет нет.
... С конца прошлого года Минэкономразвития разработало рекомендации о координации различных ведомственных программ, направленных на развитие предпринимательства: своей собственной, «минздравовской», «минсельхозовской» и т.д. Получив одну «ведомственную» субсидию, «предприниматель» может пройтись по всем другим. В своей статье в «Коммерсанте» (6 февраля 2012 г.) будущий президент России отметил: «Подростки, в лихие 90-е мечтавшие делать карьеру олигарха, теперь массово выбирают карьеру госчиновника». Не только подросток, любой человек идет туда, где имеет возможность реализовать себя. Сегодня возможностей для реализации в малом предпринимательстве у экономически активной (тем более «пассионарной», по Гумилеву) части населения практически нет.
А «рекомендации» МЭР, направленные в субъекты РФ, по сути ведут к искусственному стимулированию «псевдопредпринимательства». Даже в региональных органах власти, которые заняты «раздачей грантов», заговорили о формировании особой когорты специфического «бизнеса» - того, кто специализируется на получении разного рода грантов («получил несколько грантов и субсидий сам - за проценты помогает получить товарищу»). Вокруг бюджетных потоков формируется и своеобразный консалтинговый бизнес, «помогающий» правильно оформить заявку. Уже даже появился термин - «паразитический МСП» (к малому бизнесу такая терминология доселе не применялась). Бизнесом становится не создание и развитие рыночного продукта, а получение из бюджета «дармовых» денег (мастерство со временем только оттачивается). Понятное дело, что ничего производительного такой бизнес скорей всего не создаст, новых конкурентных продуктов даже на локальном рынке вряд ли появится. Последствия: рост иждивенчества, нарушение условий конкуренции (кто-то таким образом даже будет выдавлен с рынка), даже сломанные судьбы...

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

18:02Мурманск вошел в топ-10 городов, которые стоит посетить на 9 мая

17:2314 преступников из федерального розыска задержали в Мурманской области

16:12В Мурманске с 2022 года воплотили в жизнь 16 «Инициатив двора»

15:45Апрель в Мурманске стал самым холодным в этом веке

15:15Апатитская пенсионерка отдала мошенникам 4 млн рублей

14:36Праздник «Родной двор – родной город» пройдет в Мурманске в воскресенье

13:51Более 80% северян сдавали макулатуру только в СССР

13:22Благотворительный спектакль мурманского театра собрал более 300 тысяч на нужды СВО

13:15Главврач областной стоматологии и депутат Облдумы награждены за заслуги перед Заполярьем

13:09Мэр Мурманска пригласил горожан на субботник 4 мая

12:43В мурманский Экотехнопарк в кузове мусоровоза попал живой щенок

12:09Качество воздуха в Мурманской области улучшается. Но не везде

11:40КОЛОНКА РЕАКЦИИ. Катись отсюда!

11:14Что изменится в жизни мурманчан в мае

10:52Реконструкция дороги Апатиты - Кировск перешла в активную фазу

10:30Как приобрести жильё в Мурманской области с учётом высоких цен?

10:133 и 6 мая в центре Мурманска ограничат движение транспорта из-за репетиций парада

10:00АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. Профессия или хобби?

Все новости