08:0421.02.12

Торговые центры и интернет-торговля: кто кого?

Торговые центры и интернет-торговля: кто кого?

В России доля интернет-торговли пока очень низка, но она растет с каждым годом, а на этом рынке появляются все новые и новые стартапы.  
Вопросов много. Не скажется ли это в глобальной перспективе на торговых центрах? Когда и почему начнут терять траффик торгцентры (если, конечно, начнут)? Думают ли сейчас владельцы торговой недвижимости о конкуренции с Интернетом? Если да, то какие защитные меры предпринимают? В чем плюсы и минусы интернет-торговли для ритейлеров и покупателей? Когда доля Интернета станет по-настоящему заметной в сфере ритейла и какую долю он реально может занять? В каких сегментах?
Доля интернет-торговли, особенно в крупных и «продвинутых» городах растет. Однако, чтобы вся торговля целиком «ушла в Интернет», я пока себе слабо представляю. Дело в том, что большинство товаров перед тем как купить, люди должны посмотреть, «пощупать». Если это одежда или обувь, то примерить. Да и цветовую гамму экран обычного домашнего компьютера или гаджета передает не совсем точно. Конечно, повторно купить тот или иной товар, зная размеры, фасон и расцветку, можно. Но линейка товаров быстро меняется, так что такая возможность существует ограниченное количество времени.
Да, такие вещи как, например, бытовую химию, соки или продукты не обязательно рассматривать перед покупкой. Однако, в большинстве случаев люди приобретают продукты по мере необходимости. И заказывать через Интернет пакет молока или батон хлеба вряд ли кто-то будет.
Еще одна причина, по которой повседневные покупки через интернет не приобретают массового характера - доставка. С учетом московских пробок, приобретенные вещи приходится ждать как минимум несколько часов. И далеко не каждый работающий человек готов проводить время в ожидании доставки: во многих случаях проще заехать в торговый центр или супермаркет. Хотя пример Утконоса с ночной доставкой вполне показателен в качестве решения этой проблемы и для ритейлеров, и для потребителей. А какие-то товары привозят в офис.
Безусловно, уже сейчас есть категория людей, которые привыкли покупать все через интернет. Но в массовом порядке покупки через интернет ограничиваются лишь определенной категорией товаров. Например, электроникой и бытовой техникой. При этом перед заказом в интернет-магазине большинство людей предпочитают посетить магазин «в реале», чтобы присмотреть подходящую модель.
Кстати, последнее обстоятельство активно используют многие сети: большинство крупных ритейлеров имеют свои магазины в интернете. Таким образом, покупатель выбирает товар в торговом зале и впоследствии приобретает его «по компьютеру». Например, это предусмотрено в таких сетях бытовой техники и электроники, как «Эльдорадо», «М-Видео», товаров для спорта и отдыха - «Спортмастер», книжных магазинах «Библиоглобус», «Республика». Хотя сетевые бренды проигрывают в ценовой политике. В ряде случаев можно наблюдать и обратный процесс. Например, книжный интернет-магазин «Лабиринт» изначально имел только склад, а затем, по мере расширения, стали появляться торговые точки по всей Москве. Да и сервисы, типа Яндекс.маркет вполне удобны.
Еще один аспект - у современных потребителей уже сформировалась привычка проводить время в торговых центрах. Это и покупки, и развлечения. И вряд ли в обозримом будущем люди откажутся от этой привычки.
Доля покупок через Интернет в Москве в различных сегментах находится сейчас оценивается на уровне от 0 до 10%, в фаворе электроника. Хотя, например, у меня - по электронике и бытовой технике эта цифра за последние 4 года близка к 90-100%.
Таким образом, интернет-торговля, конечно, составляет определенную конкуренцию торговым центрам. Однако вытеснить их с рынка или серьезно «подвинуть» в ближайшие годы «электронным ритейлерам» не удастся.

Поделиться: