11:1122.02.12

В погоне за длинным углем: ММТП и КМТП в разрезе Северо-Запада

В погоне за длинным углем: ММТП и КМТП в разрезе Северо-Запада

Покупку компанией «СУЭК» акций Мурманского морского торгового порта комментирует, а также делает анализ развития Северо-Запада в «угольном направлении» ИАА «ПортНьюс»:
Северо-Западный бассейн, без сомнения, является перспективным с точки зрения развития угольных портовых мощностей. Лишнее подтверждение этому в том, что на днях была завершена сделка по покупке акций «Мурманского морского торгового порта» угледобывающей компанией «СУЭК», а правительство внесло проект Комплексного развития Мурманского транспортного узла в число приоритетных.
 
Угольный нордизм
С точки зрения экспорта угля Дальний Восток, на наш взгляд, - наиболее перспективный регион. Однако это не означает, что уголь уйдет из портов Северо-Запада - напротив, в этом регионе заявлено и уже действует несколько серьезных стивидорных проектов, ориентированных на уголь.
Экспорт угля за прошедший год через порты Финского залива  вырос на 18% - до  16,4 млн тонн и через северные порты на 10,3%  - до 11,94 млн тонн.  В том числе через ОАО «Мурманский морской торговый порт» (ММТП) было перегружено более  10,76 млн тонн угля, что на 11,7% выше показателя 2010 года, а через «Кандалакшский морской торговый порт» - более 900 тыс. тонн угля (+6,3%).
Грузооборот «Ростерминалугля» (принадлежит «Кузбассразрезуголь») в порту Усть-Луга за 2011 год вырос на 45,3% - до 10,9 млн тонн, перевалка угля через «Универсальный перегрузочный комплекс» (UCL Holding) в том же порту выросла на 6% - до 1,5 млн тонн. Объем перевалки угля через ООО «Порт Высоцкий» возрос на 38,6% - до 3,2 млн тонн, через Выборг более чем в 2 раза - до 153,6 тыс. тонн, через Большой порт Санкт-Петербург вырос на 13% - до 282,1 тыс. тонн.
Кроме того, вырос объем перегрузки российского угля и через порты сопредельных балтийских государств, причем вырос внушительно - на 29,7%, до более 20 млн тонн. Это говорит о том, что на Северо-Западе России существует дефицит угольных портовых мощностей.
Об интересе грузоотправителей к Северо-Западу свидетельствует и покупка «СУЭК» акций «Мурманского морского торгового порта». Как рассказал источник, знакомый со сделкой,  за контрольный пакет порта угледобывающая компания выложила $260 млн. Таким образом, одним независимым от грузоотправителя стивидором стало меньше - и это, возможно, упростит логистику угля не только для СУЭК, но и для других угольных компаний (например, «Кузбассразрезугля»), так как им станет проще договариваться по предоставлению своих портовых мощностей друг другу.
 
Черный поток
Накануне глава правительства России Владимир Путин утвердил проект развития Мурманского транспортного узла в числе приоритетных инвестпроектов Северо-Запада. Он предусматривает развитие как действующих мощностей ММТП, так и строительство нового угольного порта Лавна, развитие железнодорожной инфраструктуры. Строительство объектов федеральной собственности в рамках проекта начнется во II квартале 2012 года. На создание объектов федеральной собственности на западном берегу Кольского залива в рамках проекта МТУ планируется инвестировать 17-18 млрд руб. из федерального бюджета. Инвесторы (резиденты портовой ОЭЗ), которыми в рамках проекта порта Лавна выступают «Кузбассразрезуголь» и «Сибирский деловой союз», вложат в строительство терминала около $300-400 млн. В целом грузооборот МТУ, по планам, к 2020 году, при условии строительства основных терминалов, заявленных в проекте, составит 85-90 млн тонн в год, в том числе перевалка угля составит 40-45 млн тонн. Примечательно, что «Сибирский деловой союз» является также совладельцем угольного терминала в Вентспилсе (Baltic Coal Terminal , Латвия).
Существуют и проекты развития действующих мощностей. Так, при полном развитии «Ростерминалугля» через него может перегружаться до 30 млн тонн угля в год. В конце 2011 года здесь были завершены дноуглубительные работы, что позволило увеличить разрешенную осадку с 13,7 м до 14,3 м на причале №2 и с 12,2 м до 12,7 м на причале №1.
Если продолжать тему Усть-Луги, то следует отметить, что в 2011 году на модернизацию инфраструктуры другого угольного терминала порта - «Универсального перегрузочного комплекса» (УПК), было направлено 19,7 млн руб. В частности, улучшена транспортная доступность терминала - компания приняла долевое участие в строительстве участка автомобильной дороги, ведущей к Северному району порта Усть-Луга. Обустроены и введены в эксплуатацию новые грузовые площадки на территории терминала общей площадью 2 га.  Для увеличения объемов перевалки насыпных и генеральных грузов реконструированы железнодорожные пути терминала: неэксплуатируемые стрелочные переводы демонтированы, оставшиеся укрыты железобетонными плитами и отремонтированы. В рамках программы обновления парка перегрузочной техники закуплены 6 грейферов для перевалки угля объемом 9 кубометров, а также два манипулятора Атлас 350МН; автопогрузчик Kalmar грузоподъемностью 10 тонн и автопогрузчик Nissan грузоподъемностью 2,5 тонны. Новое оборудование позволит увеличить производительность УПК при перевалке навалочных грузов.
Кроме того, существуют планы увеличения грузооборота терминала в порту Высоцк. В случае строительства железнодорожной ветки Лосево-Каменогорск (предназначенной для пропуска грузовых поездов в обход главного Выборгского хода), объем экспорта угля через данный порт может вырасти более, чем в 2 раза - до 7,5 млн тонн.
Также можно отметить, что группа НМТП объявила о намерениях привлечения навалочных грузов в порт Приморск, однако это также взаимосвязано со строительством ветки Лосево-Каменногорск.
Таким образом, при реализации всех указанных проектов, пропускная способность портов Северо-Запада России может в течение ближайших 8 лет вырасти более, чем на 40 млн тонн угля в год.

Поделиться: