11:2924.02.12

Стандарт подготовки специалистов должен строиться исключительно на консолидированных запросах работодателей, Алексей Савинцев

Стандарт подготовки специалистов должен строиться исключительно на  консолидированных запросах работодателей, Алексей Савинцев

На этой неделе комитет Государственной думы Российской Федерации по образованию провел круглый стол на тему «Инструменты контроля и обеспечения качества в сфере дополнительного профессионального образования: законодательный аспект». В дискуссии приняли участие депутаты, представители федеральных министерств и ведомств, региональных законодательных собраний, представители делового и педагогического сообществ, Общественной палаты, профсоюзов.
По словам заместителя председателя комитета Владимира Бурматова, в России только 10% граждан, имеющих базовое образование, охвачены системой дополнительного профессионального образования, в то время как в странах с развитой экономикой их число доходит до 50%.
«Очевидно, что это тот уровень, к которому мы должны стремиться, - сказал Владммир Бурматов. - В ноябре 2010 года был принят закон, отменивший государственное регулирование содержания подавляющего большинства программ дополнительного профессионального образования. Документы государственного образца по таким программам теперь не выдаются. Ответственность за содержание образовательных программ и качества их реализации возложена непосредственно на образовательные учреждения. Количество программ дополнительного профобразования растет, их содержание постоянно меняется в соответствии с потребностями экономики. Необходимо разработать и законодательно оформить новую модель обеспечения качества дополнительного профессионального образования, защиты прав потребителей этого вида образовательных услуг».
Заместитель директора департамента правового обеспечения деятельности Министерства образования и науки Юлия Линская отметила, что законопроект меняет подходы к дополнительному профессиональному образованию. Снижается государственное влияние на его содержание, чтобы образовательные программы в большей степени соответствовали интересам потребителей и заказчиков. Расширяется круг организаций, имеющих право реализовывать дополнительные профессиональные программы.
Проект предусматривает отказ от государственной аккредитации дополнительного профобразования и возможность общественно-профессиональной аккредитации. «Программы дополнительного профессионального образования должны оценивать работодатели», - добавила Юлия Линская.
Объединения работодателей Мурманской области также не оставили этот вопрос без внимания. Так заместитель генерального директора Союза промышленников и предпринимателей Мурманской области Алексей Савинцев считает, что вопросы профессионального образования сейчас являются самыми актуальными в общей массе работодательских вопросов. В частности, в исследованиях делового климата за последние три года вопрос квалификационного дефицита занимает 1-2 места по значимости. Под квалификационным дефицитом в данном случае работодатели понимают разрыв между содержанием образовательных программ профессиональной подготовки и реальным производственным процессом. Мобильность и скорость изменения бизнес-процессов значительно опережают возможности по внесению изменений в профессиональные стандарты подготовки.
Напомним, что в прошлом году начала работу комиссия СПП МО по образованию и профессиональной подготовке, которая была призвана решать вопросы взаимодействия бизнеса, образования и власти по части формирования образовательных программ с уклоном на реальный кадровые потребности.
«Можно заметить, например, в Мурманской области, что число безработных граждан примерно равно числу вакансий, однако, эти безработные не занимают свободные рабочие места по причине несоответствия завяленным к рабочему месту требованиям, - отмечает Алексей Савинцев. - Дополнительное профессиональное образование как раз призвано решить проблему нехватки квалифицированных кадров. Здесь же и выступает на первый план вопрос: а по каким направлениям учить специалистов и на какие стандарты профподготовки ориентироваться»?
Мнение Союза промышленников и предпринимателей Мурманской области в данном вопросе однозначно: стандарт подготовки должен строиться исключительно на консолидированных запросах работодателей. Общественным институтом выражения этих запросов должны стать работодательские объединения - региональные и отраслевые.
Как видно из материалов круглого стола, выявлена основная тенденция - ориентация на запросы крупных работодателей. Но, во-первых, крупный бизнес имеет возможность и реализует корпоративное обучение в соответствии с собственными производственными планами, а во-вторых, такая ориентация идет в разрез с направлением развития нашей экономики - разукрупнением бизнеса. Средний и малый бизнес сейчас имеет горизонт планирования не больше 2-3 лет, что, естественно, ставит задачу готовить не по специализированныму под конкретное малое предприятие стандарту, а по обобщенным требованиям.
«Как уже говорилось выше, роль консолидатора должны взять на себя объединения работодателей, - считает Алексей Николаевич. - В нашей области региональным объединением работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Мурманской области» в 2011 году создан рабочий орган - Комиссия по профессиональной подготовке и кадровым стратегиям. Комиссия организовала в прошлом году конференцию по вопросам профессиональной подготовки, по итогам которой сформулированы основные направления работы на 2012 год».
Среди этих направлений следует отметить разработку совместно с экспертным сообществом юридических и организационных аспектов партнерства работодателей, образовательных учреждений и органов власти Мурманской области; внедрение в практику разнообразных форм взаимодействия: попечительский совет, практическое обучение студентов, обучение по целевым направлениям от работодателей, научные и практические исследования по заявкам работодателей и др.; обобщение и распространение опыта лучшей практики в области социального партнерства бизнес-структур и образовательных учреждений.
В результате реализации этих направлений, по мнению членов Комиссии, будет сформирована система, которая позволит разрабатывать и внедрять в профессиональное образование, в том числе и в программы дополнительного профессионального образования, новые стандарты, а также контролировать их соблюдение.

Поделиться: