08:4229.02.12

Электрошок

Электрошок

Как ИА «Nord-News» уже сообщало, вчера в думском комитете по энергетике и ЖКХ вице-губернатор Александр Черечеча излагал народным избранникам нового созыва свой взгляд на проблемы энергообеспечения Мурманской области, носящие системный характер.
Эта тема Александру Васильевичу близка, как никому другому, ведь в 2001-2004 годах он занимал должность заместителя начальника Контрольно-правового управления Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации (ФЭК РФ). А с июня 2009 года по январь 2011-го Черечеча руководил Управлением по тарифному регулированию нашего региона. Работая в Москве, нынешний вице-губернатор непосредственно подчинялся Георгию Кутовому, председателю ФЭК России, 1937 года рождения, который сегодня возглавляет экспертный совет комитета ГД по энергетике. То есть, прозрачно намекнул Александр Черечеча, его бывший непосредственный начальник имеет возможность лоббировать энергетические вопросы на высшем уровне законодательной власти.
На вчерашнем заседании комитета по энергетике регионального парламента вице-губернатор разделил проблемы энергообеспечения Мурманской области на две глобальные составляющие: связанные со сбытом электроэнергии и ее доставкой.
Что касается сбытов, то в Мурманской области работают четыре гарантирующих поставщика электроэнергии, крупнейшим из которых является «Колэнергосбыт». Сегодня долг этого ГП оптовому рынку мощности насчитывает 2,5 млрд рублей, и по сути «КЭС» могли бы лишить статуса субъекта оптового рынка еще осенью 2011 года. Если бы не «заступничество» правительства Мурманской области, подчеркнул Александр Черечеча. «У «Колэнергосбыта» - большая задолженность за два расчетных периода, и этого достаточно для лишения его права гарантирующего поставщики, права приобретения электроэнергии для потребителей Мурманской области (юрлиц и физлиц) на оптовом рынке мощности. Последствия этого могут быть как для региона, так и для самого предприятия - самые негативные», - сказал вице-губернатор.
Поскольку одномоментно лишить «КЭС» статуса ГП нельзя, то временно, до прихода в регион нового гарантирующего поставщика, его функции по закону будет выполнять так называемый федеральный ГП, коим является ОАО «Интер РАО ЕЭС» (российская диверсифицированная энергетическая холдинговая компания, занимающаяся производством и продажей электроэнергии в России и за рубежом - Авт.). А интересы «Интер РАО» - весьма далеки от чаяний Мурманской области, и ни на какие поблажки неплательщикам энергохолдинг не пойдет, разъяснял возможные туманные перспективы Александр Черечеча. Есть еще вариант: лишенного права ГП «КЭС» обяжут покупать электроэнергию не на оптовом рынке мощности, либо в нерегулируемом секторе этого рынка. Естественно, по более высоким ценам, что также не будет способствовать оздоровлению экономики предприятий региона. Так что тем, кто в запале ратует за лишение «Колэнергосбыта» статуса ГП, лучше не торопиться - хрен редьки не слаще, посоветовал вице-губернатор. Тем более что долг сбытовой компании перед оптовым рынком мощности возник не вчера, и вина в том - не менеджмента (или не только его) «КЭС».
Александр Черечеча выделил небольшой, 4%, но в то же время серьезный «сегмент» образования долга сбытовикам, связанный с работой электрокотельных. Убыток по 2012 году, запланированный для электрокотельных, определен в 320 млн рублей. Это та сумма, которая с потребителей тепла не будет собрана никогда, подчеркнул вице-губернатор. По многим причинам, в числе которых - низкая платежная дисциплина потребителей тепла, но в большей степени - исполнителей коммунальных услуг, управляющих компаний. Либерализация рынка электроэнергии привела к увеличению цены на оптовом рынке мощности, что приводит к усложнению схемы плановых расходов потребителей. Несовершенство нормативной базы в области энергетики приводит к практической невозможности применения рычагов влияния на должников. Сбыты пробуют применить ту букву закона, которую возможно, но сталкиваются с соответствующей реакцией органов прокуратуры. Особенно это касается потребителей в ЗАТО, крупнейшими из которых на территории Мурманской области являются судоремонтные заводы системы Минобороны. На все это, вместе взятое, накладываются уже наработанные схемы ухода от своих обязательств в виде банкротств УК и образования новых, низкая эффективность исполнительного производства и т.д.
Александр Черечеча предложил несколько вариантов решения вышеуказанных проблем. Можно установить экономически обоснованный тариф на электроэнергию, но это неизбежно приведет к росту расходов ее потребителей, включая население. Если рассматривать вопрос субсидирования поставщиков электроэнергии, то придется вести речь о повышении расходов регионального бюджета, о создании специального фонда. Можно расторгнуть договоры поставки электроэнергии со злостными неплательщиками, но здесь мы опять сталкиваемся с несовершенством законодательства, напомнил Черечеча. Ну и, наконец, избитые советы - повышать платежную дисциплину и эффективность работы сбытов по выбиванию долгов через суды.
Предложив свои варианты решения, вице-губернатор тут же их частично и развенчал. Бесконечно субсидировать поставщиков нельзя - бюджет не резиновый. Правительство области сейчас рассматривает перспективу ухода от электрокотельных в пользу тех же угольных, но наталкивается на спонтанное сопротивление населения. Люди к электрокотельным привыкли и на другие источники тепла переходить не хотят, особенно на те, что негативно влияют на экологию. Есть вариант выделения электрических производителей тепла в отдельную категорию с отдельными тарифами, но сделать это технически сложно, признал Александр Черечеча.
Это то, что касается системных проблем, связанных со сбытами. О сложностях в работе сетевиков мы расскажем позднее.

Поделиться: