16:4006.03.12

Региональный Минфин предлагает правительству РФ свое видение распределения межбюджетных трансфертов

Региональный Минфин предлагает правительству РФ свое видение распределения межбюджетных трансфертов

На сегодняшнем заседании правительства Мурманской области министр финансов Татьяна Поронова отчиталась о ходе исполнения поручения президента по расширению прав органов государственной власти и местного самоуправления региона по распоряжению средствами, поступающими из других бюджетов. Речь идёт о межбюджетных трансфертах.
«Если сравнивать дотационность на уровне Российской Федерации и Мурманской области, то в регионе есть 19 муниципалитетов с дотационностью в 70%, - напомнила членам правительства Татьяна Михайловна. - Когда мы даём им межбюджетные трансферты, то понимаем, что обеспечиваем им практически все расходы».
Как пояснила министр финансов, в РФ определены лишь 9 субъектов с долей дотационности более 60%. 42 субъекта имеют дотационность от 20% до 60%, и Мурманская область подпадает под эту категорию регионов.
В отношении дотационных субъектов действует статья Бюджетного кодекса РФ, в которой говорится, что эти регионы не могут брать на себя обязательства, не связанные со своими полномочиями. Поэтому любые виды кредитов, что выдаются в частности Мурманской области, связаны с заключением соглашений с федералами об исполнении тех или иных обязательств. В этой связи разрабатываются региональные программы по увеличению доходов бюджета, сокращению расходов.
27 субъектов РФ имеют дотационность от 5% до 20% и 5 субъектов-доноров. «У Мурманской области среди муниципалитетов доноров нет вообще, - подчеркнула, продолжая сравнивать, Татьяна Поронова. - В разряд с дотационностью от 5% до 10% входят 3 муниципальных образования».
Говоря о предложениях федеральному центру, министр сказала, что регион хотел бы предложить правительству РФ перевести на региональный уровень несколько федеральных налогов. Прежде всего, налог за водопользование и плату за негативное воздействие на окружающую среду. Эти налоги получают дотационные регионы, что связано с неблагоприятной экологической составляющей их экономик. Мурманская область тоже моглп бы попробовать его получить.
«Налог на прибыль организаций тоже можно было бы перераспределить ввиду того, что регионы перегружены полномочиями при отсутствии источников финансирования, - считает Татьяна Михайловна. - Отменяются льготы при оплате налога на имущество, земельного налога на федеральном уровне, и тогда в регион может поступить свыше одного млрд рублей налогов дополнительно. При распределении межбюджетных трансфертов есть отдельный трансферт для высоко дотационных субъектов, чтобы они не оттягивали средства из фонда выравнивания. В федеральном бюджете дотация на выравнивание составляет 3% от доходов, в Мурманской области - 6% от доходов всех муниципальных образований. В регионе 14 муниципалитетов получают эту дотацию, поэтому в ней мы постарались учесть максимальное количество всех коэффициентов». Кроме того, есть федеральная дотация на сбалансированность, которая выделяется по трем составляющим: сравнение доходов и расходов, учитывается бюджетная обеспеченность и привлечение инвестиций для исполнения поручений президента и председателя правительства.
«На региональном уровне мы направляем дотацию муниципалитетам на сбалансированность при недостатке собственных средств, - напомнила министра финансов. - Учитываем доходные и расходные обязательства, наличие остатков средств на счету, кредиторской задолженности. Также выделяем дотацию на сбалансированность в целях поощрения за эффективное управление финансами муниципалитета».
В 2011 году было выделено для этих целей 100 млн рублей. Для поощрения за достижение наивысших показателей органов местного самоуправления (экономический блок правительства проводит свой конкурс) выделено 33 млн рублей.
В отношении двух дотаций (на выравнивание и сбалансированность) региональному Минфину хотелось бы, чтобы фонд финансовой поддержки регионам индексировался, но чаще всего федеральный бюджет оставляет сумму на уровне предыдущего года.
На федеральном уровне прописана норма отрицательного трансферта - в большей степени она касается территорий-доноров с большей степенью обеспеченности бюджета, получающие на реализацию определенных программ финансирование из федерального бюджета. По мнению регионального Минфина, отрицательные трансферты с этих регионов можно было бы поднять.
В самой методике распределения трансфертов есть минимальный уровень, до которого поднимаются бюджеты. Этот уровень можно было бы пересмотреть, и тогда такие дотационные территории, как Мурманская область, могли бы получать больше средств.
Из федерального бюджета поступает 94 вида субсидий на сумму 482 млрд рублей. На областном уровне есть 11 видов субсидий капитального характера, 7 - по выплатам населению, 17 - субсидии для поддержки экономической деятельности.
«В Мурманской области много «копеечных» субсидий - это порядка 10-12 млн рублей для исполнения полномочий, - сказала Татьяна Поронова. - В результате огромной отчетности перегружен не только региональный Минфин, но и тот орган, который закреплен за исполнением этих полномочий. Поэтому было предложение на уровне Федерации - укрупнить субсидии. Выдавать по одной - все равно они не учитывают районный коэффициент. Поэтому мы тем органам, что исполняют федеральные полномочия вместе с возможностью софинансирования, региональную составляющую даем больше. Должна быть единая методика с учетом бюджетной обеспеченности. Оценка эффективности - в соответствии с целевыми показателями и программами. И ежегодная индексация субсидий».
То же самое предлагается по субвенциям. А именно - снизить число получателей субвенций, передав их на уровень субъекта, либо объединить на уровне Федерации в один трансферт. И тогда субъект будет определять самостоятельно, куда отправить больше, куда меньше, в зависимости от обеспеченности. Могут быть договорные обязательства при делегировании полномочий из вышестоящего бюджета.
«И если средства не использованы, мы предлагаем их не отправлять обратно на уровень Федерации, а оставлять в субъекте, - говорит Татьяна Михайловна. - Как правило, это средства небольшие - по «3 копейки» остается, но тот объем работы, который мы не исполняем в результате этого недоиспользования, - огромный».

Поделиться: