09:0020.03.12

Госдума не одобрила взимание налога на доходы граждан по месту жительства

Госдума не одобрила взимание налога на доходы граждан по месту жительства

Госдума отклонила законопроект, который предлагал взимание налогов на доходы граждан по месту жительства налогоплательщика. Инициаторы поправок предлагали провести его в трех регионах. По мнению депутатов из комитета по бюджету и налогам, проведение такого эксперимента «неэффективно для общероссийской практики».
Законопроект «О проведении эксперимента по распределению сумм налога на доходы физических лиц между бюджетами на территории Московской, Ленинградской и Тверской областей» был внесен Мособлдумой ещё в 2008 году. Он предлагал в рамках эксперимента взимать суммы налога на доходы физлиц, уплаченных работодателями, по месту жительства налогоплательщика, а не по месту его работы. Эксперимент предполагалось провести в вышеперечисленных областях в течении трех лет. «Суть в том, чтобы для жителей названных регионов ввести взимание НДФЛ не по месту работы, а по месту проживания. И тем самым отработать механизм распределения налога по месту жительства в случае его уплаты по месту работы налогоплательщика, отличного от места жительства, в порядке межбюджетных отношений», - пояснили ИА «Маркер» в Мособлдуме. По мнению депутатов областной думы, законопроект помог бы пополнить бюджеты регионов, расположенных близко к развитым промышленным центрам и крупным мегаполисам, где чаще всего и работают жители пригорода и куда, соответственно, они платят НДФЛ.
На прошлой неделе поправки были отклонены. По мнению члена комитета по бюджету и налогам Госдумы Андрея Крутова, «цель эксперимента по отработке механизма распределения НДФЛ по месту жительства в случае, когда оно не совпадает с местом работы налогоплательщика, не может быть достигнута по ряду причин - в частности, потому, что место фактического проживания (место пребывания) налогоплательщика далеко не всегда совпадает с местом его регистрации по месту жительства».
Кроме этого довода у депутатов ГД нашлись и другие основания для отказа. Во-первых, в случае принятия законопроекта и распространения его механизма бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, на территории которых работают жители других субъектов, потеряют значительные суммы поступлений от НДФЛ, удержанных у вышеназванных работников. Кроме того, указанными бюджетами будут недополучены доходы от налога на прибыль организаций и налога, взимаемого в рамках упрощенной системы налогообложения. Также предложенная законопроектом схема распределения НДФЛ существенно увеличит расходы и затруднит администрирование данного налога, пояснили в Госдуме. Федеральная налоговая служба будет обязана представлять в Минфин не только данные об общей сумме поступлений налога на доходы физлиц, удержанной налоговыми агентами по месту их учета в налоговых органах, но и суммы налога, удержанной агентами c налогоплательщиков других регионов (где они прописаны).
Впрочем, отклоняя законопроект, депутаты Госдумы отметили, что саму идею, предложенную авторами законопроекта, нельзя сбрасывать со счетов: «Жители других регионов пользуются социальной инфраструктурой территории, где они работают, прежде всего транспортными и социально-бытовыми услугами. С этой точки зрения достижение провозглашенной законопроектом цели, состоящей в более полном обеспечении пакетом социальных услуг налогоплательщиков, может быть реализовано более комплексно». Депутаты также заметили, что проблема зачисления поступлений от НДФЛ в бюджеты муниципальных образований не по месту работы, а по месту жительства налогоплательщиков-физлиц актуальна, в особенности в отношении крупных городов, столиц субъектов Российской Федерации, в прилегающих территориях к которым сильно развита маятниковая миграция населения.
Резюмируя, авторы законопроекта предлагают пересмотреть его положения: «Проведение такого эксперимента в Московской, Ленинградской и Тверской областях неэффективно для общероссийской практики. Это было бы целесообразно в отношении Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области или иных столиц субъектов Российской Федерации с прилегающими к ним территориям».
Регионы, которым отказали в поправках, сдаваться, судя по всему, не собираются. На днях председатель законодательного собрания Ленинградской области Александр Худилайнен призвал стимулировать экономический рост районов области путем изменения налоговой системы. По словам главы заксобрания, около 200 тысяч жителей Ленобласти работают в Санкт-Петербурге. «Между тем подоходный налог - это личностный налог, и если у жителя эти 13% из зарплаты забрали, то он вправе потребовать у государства их вернуть в виде гарантированных качественных услуг в здравоохранении, образовании, ЖКХ и пр. Сегодня эти деньги остаются у другого субъекта России, который не может предоставить названные услуги жителям региона», - заявил Худилайнен.

Поделиться: