09:4920.03.12

Резонансное дело: Высший арбитражный суд поддержал перевозчиков

Резонансное дело: Высший арбитражный суд поддержал перевозчиков

Высший арбитражный суд решил, что расходы на перевозку граждан, включенных в регистр льготников, должны финансироваться из федерального бюджета. Надзор вынес соответствующее постановление, рассмотрев иск регионального перевозчика - ООО «Сигнал» к Минфину.
Требования компании были удовлетворены высшей судебной инстанцией, и теперь та получит денежную компенсацию в размере 7,5 млн рублей. Юристы, опрошенные ИА «Маркер», считают, что после того, как надзор высказался по этому спору, может последовать череда аналогичных исков к финансовому ведомству.
Конфликт между сторонами разгорелся три года назад. Компания «Сигнал» (Свердловская область), занимающаяся перевозками пассажиров на общественном транспорте (автобусы, маршрутные такси), обратилась в Арбитражный суд Москвы с иском о взыскании с Минфина 9,7 млн рублей расходов, связанных с перевозкой отдельной категории льготников (ветеранов, инвалидов, а также граждан пострадавших на Чернобыльской АЭС) в 2007 году. В октябре 2009-го требования компании были удовлетворены, апелляция оставила это решение в силе, однако кассационная инстанция решила направить дело на новое рассмотрение. ФАС МО указал, что «при новом рассмотрении необходимо установить, к чьим расходным обязательствам в 2007 году относилось обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и субъектов страны».
На втором витке разбирательств суды всех трех инстанций отказали «Сигналу» в удовлетворении требований, который тот снизил до 7,5 млн рублей. Суды мотивировали свои решения тем, что Российская Федерация в лице Минфина исполнила свои обязательства перечислив деньги на соответствующие цели (на обеспечение равной транспортной доступности услуг общественного транспорта) в регионы в полном объёме. Свердловской области было выделено 57 млн рублей на перевозку льготников (по единым социальным билетам), однако этих средств оказалось недостаточно, и компания оценила дополнительные издержки в 7,5 млн рублей.
ВАС поддержал компанию, отметив, что по закону «меры социальной защиты инвалидов, ветеранов и пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, попадают в категорию расходов РФ». Надзор также указал, что право бесплатного проезда на городском транспорте для льготной категории граждан - гарантия, носящая компенсаторный характер. Позиция Минфина, который возражал против удовлетворения иска и настаивал, что «Сигнал» не представил надлежащего расчета понесенных расходов, поддержана не была.
Общественный советник Федеральной антимонопольной службы Анатолий Семенов считает, что после того, как надзор озвучил свою позицию, последует волна аналогичных исков к ведомству: «Дело резонансное, и теперь у перевозчиков появился шанс отсудить полагающуюся им компенсацию. Только они должны успеть обратиться в суд до июня» (пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам возможен в течение 3 месяцев после принятия судебного акта). Партнер юридической фирмы «Некторов, Савельев и партнеры» Сергей Савельев также считает, что ведомство ждёт череда идентичных заявлений.
Небольшим перевозчикам постановление вышки на руку, в ряде компаний «Маркеру» сообщили, что задумались о подаче исков на основании правовой позиции надзора по этому вопросу. Крупные же перевозчики считают, что на экономике ведомства, да и на их собственном финансовом положении решение ВАС особенным образом не скажется. Гендиректор Ассоциации перевозчиков пассажиров «Межрегионавтотранс» Денис Винеев допускает, что постановление надзора может использоваться недобросовестными участниками рынка, которые хотят обогатиться за счёт бюджета.

Поделиться: