16:4121.03.12

В стратегии развития «Макдоналдс» Мурманск не просматривается

В стратегии развития «Макдоналдс» Мурманск  не просматривается

Крупнейшая в мире ресторанная сеть «McDonalds», прежде не имевшая своих заведений восточнее Уральских гор, наконец-то решилась на полноценную экспансию в Сибирь, сообщает expert.ru. Первым городом, где откроется кафе под знаменитым брендом, может стать Новосибирск. Здесь же компания планирует построить логистический и производственный центры.
О том, что «McDonalds» в 2012 году начнет освоение новых городов, прежде всего в Западной Сибири (Новосибирск, Омск, Барнаул и Томск), ещё в начале года в интервью журналу «Коммерсантъ-Деньги» говорил вице-президент компании в России Виктор Эйдемиллер. По его словам, всего в текущем году будет открыто как минимум 45 новых заведений сети. «Прежде нас останавливали логистические затраты. Для развития в Сибири важно в течение пары лет открыть критическую массу ресторанов - 15-20 и организовать для них свой логистический центр», - говорил Эйдемиллер.
Недавно пресс-служба губернатора Новосибирской области Василия Юрченко сообщила о его встрече с Эйдемиллером, на которой обсуждались вопросы создания в регионе «логистического центра, производственного комплекса и сети ресторанов, в том числе в формате кофеен «Маккафе». «Предполагается, что предприятия будут размещаться не только на базе крупных торговых центров, но и в формате отдельно стоящих зданий», - сообщила пресс-служба губернатора. А логистический центр, скорее всего, будет построен неподалеку от Новосибирска - вероятно, областные власти постараются «затянуть» «McDonalds» на территорию промышленно-логистического парка.
Империя бигмаков делала ставку на создание «дочек» и осваивала самые населенные регионы России. В настоящее время в России работает уже 314 ресторанов «McDonalds» (в том числе 42 «Маккафе»), которые ежедневно обслуживают более 950 тысяч посетителей.
Одной из причин интереса американцев к Сибири является динамичный рост российского ресторанного рынка и сегмента фастфуда в частности. «Euromonitor Int.» прогнозирует, что к 2015 году оборот предприятий общепита в России вырастет до 6,4 млрд долларов. При этом сети быстрого обслуживания обеспечат 84% роста, а их доля в общей выручке через три года достигнет 64%. Примечательно, что данные Росстата воодушевляют еще сильнее: в 2010 году выручка всего ресторанного рынка страны составила 768 млрд рублей (или более 25 млрд долларов). Ведомство, в отличие от Euromonitor, считает продажи не только сетевых заведений, но и обороты ресторанов, кафе, баров, столовых при предприятиях и учреждениях, а также организаций-поставщиков продукции общепита.
На Москву и Санкт-Петербург приходится больше половины всех сетевых заведений России (41,1% и 15% соответственно). Поэтому подсчеты «Euromonitor», очевидно, с некоторой условностью можно отнести именно к столичным рынкам. Регионы же до сих пор остаются terra inkognita, но, судя по данным Росстата, крайне прибыльной.
«Бренд «McDonalds» хорошо известен потребителю, поэтому естественно, что появление такого крупного игрока рынок изменит, он сразу получит достаточно большую долю, и она будет расти в течение нескольких лет. Однако другие игроки рынка также получат выгоду от присутствия «McDonalds», особенно на фудкортах, так как обычно приток клиентов от присутствия этого бренда только увеличивается», - отмечает Антон Сафонов из «Инвесткафе».
О возможности открытия в Мурманске ресторана «Макдоналдс» недавно заявлял глава администрации столицы Кольского Заполярья Алексей Веллер, подчёркивая, что это будет несомненным плюсом для нашего города-героя.
Однако, исходя из вышеприведённой информации нетрудно сделать вывод, что шансы на появление «Макдоналдса» в Мурманске минимальные. Во-первых, корпорация решается на экспансию в тех регионах, где наблюдается скопление населения. Всё-таки Новосибирск и Омск - это прежде всего города-миллионники. Наш же Мурманск с 1989 года сократил численность населения с 485 до 300 с небольшим тысяч человек. Причём отток людей из Мурманской области продолжается. А кто будет есть гамбургеры в летний период, когда заполярные города основательно пустеют.
Во-вторых, одним из обязательных условий прихода этой общепитовской мировой компании является создание территориального логистического центра, ориентированного на местных производителей сельхозпродукции (говядины, хлеба, зелени). А у нас с этим тоже проблемы.
Поэтому мечта о приходе «Макдоналдса» в Мурманск в настоящее время сильно напоминает мечу северян об освоении Штокмана: рядом локоть, а не укусишь.

Поделиться: