12:3423.03.12

Прощай керосин: иностранные авиаперевозчики верят в биотопливо. А россияне - в водород

Прощай керосин: иностранные авиаперевозчики верят в биотопливо. А россияне - в водород

Три крупнейшие авиастроительные компании мира заключили вчера союз для совместной разработки биологического авиационного топлива, сообщает mn.ru. Российский авиапром в нём не участвует и самостоятельно этой проблемой не занимается.
Протокол о намерениях сотрудничать в создании недорогого биологического топлива вчера подписали в Женеве руководители европейского концерна «Airbus», американской компании «Boeing» и бразильской фирмы «Embraer». Эти авиастроительные гиганты яростно конкурируют друг с другом по всему миру. Но ради создания альтернативного топлива противники решили объединить усилия. «Производство и использование существенного количества авиационного биотоплива - это ключ к решению амбициозной задачи сокращения выбросов углекислого газа, стоящей перед нашей промышленностью», - сказал 22 марта президент «Airbus» Том Эндерс.
Замена керосина, на котором сейчас летают самолеты, топливом, извлекаемым из растений, призвана также создать возобновляемый источник энергии и ликвидировать угрозу истощения мировых запасов нефти. Предложенные до сих пор разновидности биотоплива гораздо дороже традиционного керосина, а для их получения требуются огромные посевные площади. У идеи даже появились критики, которые опасаются, что переориентация сельского хозяйства на эти цели спровоцирует сокращение мирового производства продуктов питания и, как следствие, голод в беднейших странах.
Компании «Airbus», «Вoeing» и «Embraer» уже провели тестовые полеты самолетов своего производства с частичным использованием биотоплива, которое в разных пропорциях смешивалось с обычным керосином. В прошлом году немецкая «Lufthansa» стала первым в мире авиаперевозчиком, использующим биотопливо на одном из своих регулярных рейсов. А 23 крупнейшие авиакомпании мира, на рейсы которых приходится четверть авиакеросина, потребляемого авиацией, объединились для продвижения биотопливных проектов в специальную организацию - «Sustainable Aviation Fuel Users Group».
На фоне этой активности выделяется полное отсутствие интереса к теме со стороны российской авиационной отрасли. Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) - наш аналог «Airbus» и «Boeing» - своих работ по биотопливу не ведет. «Позиция ОАК отражает глобальное российское безразличие к вопросам экологии, - считает главный редактор отраслевого журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий. - Поскольку эта тема по-настоящему не волнует ни власти, ни граждан страны, ОАК не испытывает такого давления общественного мнения, какому подвергаются западные авиастроители».
В самой ОАК, считают, что отсутствие у корпорации интереса к биотопливу говорит не о ее пассивности, а о дальновидности. «Мы пришли к выводу, что в условиях России, страны рискованного земледелия, нельзя надеяться, что будут найдены культуры, обеспечивающие производство биотоплива с приемлемой экономической эффективностью, - объяснили вчера «МН» в пресс-службе ОАК. - Кроме того, мы хотим иметь экологически абсолютно чистый источник энергии, ещё более чистый, чем биотопливо. В качестве такового мы рассматриваем электрохимические устройства, в частности водородные топливные элементы. Исследования по ним ведутся совместно с несколькими российскими НИИ, но эти работы обещают отдачу в очень отдаленной перспективе».

Поделиться: