17:3228.03.12

Зарплаты чиновников должны быть чуть ниже, чем у бизнесменов, МЭР

Зарплаты чиновников должны быть чуть ниже, чем у бизнесменов, МЭР

Зарплаты российских чиновников должны быть на 20% ниже, чем в частных компаниях. Такое мнение высказал заместитель главы министерства экономического развития (МЭР) Олег Фомичев. «На мой взгляд, её уровень должен быть процентов на 20 ниже, чем в коммерческом секторе», - сказал Фомичев в интервью, опубликованном в «Российской газете».
По словам замминистра, люди идут в чиновники «за стабильностью, здесь нет риска, как в бизнесе». «Кроме того, госслужба - это еще и возможность самореализации, достижения карьерных целей. Именно потому на госслужбе уровень оплаты должен быть ниже, чем в бизнесе», - считает Олег Фомичев.
При этом замглавы МЭР считает, что разрыв в зарплате нельзя делать очень большим. «Иначе у чиновников пропадает стимул к работе - самые способные молодые люди уходят в коммерческие структуры», - пояснил чиновник.
В настоящее время, по его оценкам, разрыв в зарплатах чиновников и сотрудников коммерческого сектора «в среднем значительно больше 30%», пишет top.rbc.ru.
Олег Фомичев также высказался за идею привязать зарплату чиновников к эффективности их работы, однако, по его словам, сделать это непросто. Замминистра уточнил, что его министерство вместе с минздравсоцразвития уже готовит поправки в закон, по которому руководители федеральных органов власти получат право устанавливать внутри своих ведомств для отдельных должностей систему оплаты труда в привязке к эффективности их деятельности. «Возможно, это будет сделано в пилотном режиме для высших управленцев, которым доверяется какой-либо крупный проект. Такая схема возможна и для чиновников, которые общаются с населением - выдают справки, отвечают на запросы. Или для госслужащих, осуществляющих «транзакционные» работы. В этих случаях подсчитать эффективность достаточно просто, могут быть количественные показатели по числу принятых посетителей, проведенных транзакций. И в зависимости от достижения этих целей могут выплачиваться бонусы, премии. Но есть должности, когда оценить эффективность чиновников сложно. И для них система оплаты труда пока останется прежней», - отметил Олег Фомичев.
Комментарий Алексея Савинцева, заместителя генерального директора Союза промышленников и предпринимателей Мурманской области: «Система показателей эффективности работы отдельных чиновников - вопрос наболевший. Еще более остро стоит проблема крайнего неравенства заработных плат в частном и государственном секторах экономики.
Абсолютно справедливо замечено, что заработок в государственных органах власти должен быть ниже. Трудно не согласиться с тезисом, что все-таки бизнес формирует налоговые поступления, за счет чего чиновники получают такой высокий заработок, а отсюда возникает вопрос: откуда такое различие?
Необходимость выравнивания зарплат продиктована не столько соображениями справедливости, сколько массовой деформацией мышления выпускников образовательных учреждений. Подавляющая часть из них видит успех исключительно в работе на государственной службе, а никак не в коммерческом секторе, из-за чего на рынке негосударственного сектора сформировался резкий дефицит высокообразованных специалистов.
Но при всей кажущейся простоте подхода к выравниванию зарплат и введению коэффициентов полезности, эти вопросы останутся не решаемыми еще крайне продолжительное время. Во-первых, в России нет понятия «минимальной почасовой ставки оплаты труда» для каждой конкретной специальности или профессии, как это есть, например, у наших скандинавских соседей. Сегодня оплата одного и того же специалиста на разных предприятиях может варьироваться от 2 до 10 раз, и здесь нет никаких ограничений. Большое возмущение, например, в среде предпринимателей вызывают «призывы» налоговых органов довести уровень зарплат до среднеотраслевых. А с каким же показателем тогда сравнивать доход госчиновников? Неизвестно.
Коэффициенты полезности KPI были введены для государственного аппарата более 30 лет назад в некоторых европейских странах, и на сегодняшний день во многих из них принято решение отказаться от этой системы. Как показала практика, высокоэффективный чиновник крайне не индивидуально подходит к решению вопросов, возникающих у простых обывателей, что вызывает у последних недовольство крайним формализмом. По-моему, на текущий момент развития экономики нашей страны важно установить большую персональную ответственность чиновника, и вот тогда, возможно, в понимании молодых и амбициозных госслужба станет ассоциироваться с ответственной работой, а не только «тепленьким» местечком».

Поделиться: