11:4330.03.12

Штаб морских операций на Северном морском пути должен находиться в руках государства, а не в «Атомфлоте», Михаил Суслин

Штаб морских операций на Северном морском пути должен находиться в руках государства, а не в «Атомфлоте», Михаил Суслин

Как мы уже сообщали, 28 марта в Москве прошёл круглый стол «Северный морской путь - магистраль стратегической важности». Мероприятие было организовано в рамках деловой программы павильона Российской Федерации на «ЭКСПО-2012» в Ёсу (Южная Корея).
Андрей Смирнов, заместитель генерального директора ФГУП «Атомфлот» по эксплуатации флота, во время дискуссии сказал: «Севморпуть - это по определению национальная транспортная магистраль и так, как России, наверное, никому эти северные моря не нужны. Стоит только взглянуть на карту - более половины всех морей - замерзающие, отсюда главная транспортная составляющая Севморпути - ледокольный флот. Мы, представители самого мощного ледокольного флота, атомного, возможно, как-то немножко предвзято относимся к этому, но это справедливо - Мурманское морское пароходство 50 лет занималось атомным ледокольным флотом, теперь «Атомфлот» в составе «Росатома». Атомный ледокольный флот сохранили, действуем. Эта транспортная магистраль открыта с 90-х годов для международного движения, но только второй год заметно, что иностранные судоходные компании заинтересовались, присматриваются к ней. И у этого интереса много причин. Во-первых, сокращается путь от Атлантического до Тихого океана почти в 2 раза. Такая экзотическая деталь, как пиратство, тоже на это дело повлияла. А то, что скорость по трассе Севморпути, по крайней мере, в летние месяцы, не ниже, чем на открытой воде, и то, что вместо 45-50 суток за 20-25 суток грузы доставляются из Европы в Китай или Японию, само за себя говорит. Но развитие пока только начинается. В связи с тем, что раньше мы находились, хоть и в хорошем, но все-таки довольно ограниченном акционерном обществе, не было возможности у Мурманского пароходства развивать и поддерживать ледокольный флот. А в госкорпорация «Росатом» - это мощная структура, которая за 3 года восприняла вплотную наши нужды, интересы и задачи -перспективы у нас заметные. Тем более, что только с помощью «Росатома» начинается строительство нового поколения ледоколов, без которых Северу грозило остаться без транспортного обеспечения».
«Здесь возникает естественный вопрос - а чем таким Севморпуть отличается от обыкновенных путей, где все мировое судоходство работает, тем более имея такую благородную цель - обеспечить безопасность окружающей среды? - задал вопрос Михаил Суслин, советник генерального директора, главный морской инспектор группы компаний ОАО «Совкомфлот». - На наш взгляд, ответ очевиден: главным обстоятельством, которое требует дополнительных мер, включая законодательное регулирование, является наличие сложной климатической и ледовой обстановки. Поэтому для преодоления этого фактора нужно средство, и этим средством является ледокольный флот, которым управляет ФГУП «Росатомфлот». Мы понимаем, что по Арктике государственное регулирование в этом отношении должно отвечать следующим требованиям: оно должно решать вопросы безопасности, оно должно осуществлять равноправный доступ для всех участников процесса. Штаб морских операций, например, должен находиться в руках государства, а не в «Атомфлоте». И в новом законодательстве эта схема предусмотрена».
Виталий Клюев, заместитель директора департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации, сказал: «Проекты, которые касаются ядерных технологий, должны находиться в руках государства. В постперестроечные времена атомный флот оказался в управлении хорошей, известной, но, все-таки негосударственной компании. Что положительного в этом преобразовании - создание государственного предприятия, которое управляет атомным флотом. Конечно, в этом смысле управляемость со стороны государства существенным образом повысилась. Это предприятие выполняет, прежде всего, государственные задачи. И взаимодействие Минтранса с таковым предприятием, безусловно, облегчилось. Одинаковые административные процедуры у нас и одинаковые схемы взаимодействия, и мы подчиняемся одному руководителю в правительстве. В этом смысле, конечно, ситуация улучшилась. Кроме того, мы понимаем, что и финансирование и содержание, это отдельный вопрос, но, прежде всего, инвестиционная составляющая строительства атомного флота - сегодня это государственная задача, и здесь совсем недавнее решение о том, что «Атомфлот» будет строить атомный ледокол - мы нашли решение этой задачи совместными усилиями с «Атомфлотом». Федеральные бюджетные средства выделены на один атомный ледокол, сегодня разрабатывается вопрос серийности и последующего строительства, который, я думаю, будет решен. С этой точки зрения, конечно, есть улучшения. Другая важная сторона - это безопасность плавания. Сегодня мы находим взаимодействие с «Атомфлотом» и по расположению на ледоколах аварийно-спасательных формирований, которые нужны для несения аварийно-спасательной готовности и соответствующего оборудования, в том числе и для ликвидации разливов нефти, если, не дай Бог, такое случится. Атомные ледоколы у нас сегодня участвуют в общей схеме обеспечения несения аварийно-спасательной готовности, что для нас крайне важно».

Поделиться: