07:0103.04.12

Стратегия развития Арктики должна чётче и жёстче определить приоритетные права России на Северный морской путь

Стратегия развития Арктики должна чётче и жёстче определить приоритетные права России на Северный морской путь

В документах, обеспечивающих правовые условия дальнейшего развития российской Арктики, должен быть чётче и жёстче определён будущий статус Северного морского пути. Такое мнение высказали сегодня участники прошедшего в Москве заседания экспертного совета по Арктике и Антарктике при председателе Совета Федерации.
«В современных условиях значительная часть ВВП России формируется за счёт арктических территорий, - отметил, в частности, председатель совета, спецпредставитель президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров. - Эта доля будет неуклонно увеличиваться в результате освоения природных ресурсов. Будет возрастать объём перевозок по Северному морскому пути. Всё это потребует законодательного обеспечения новых экономических, социальных и политически процессов».
Между тем, по мнению специалистов, не всё здесь благополучно и, согласно тому же Чилингарову, «не сформулирована целостная надотраслевая картина положения России в Арктике».
В частности, отметил на прошедшем на днях круглом столе по проблемам Северного морского пути заместитель генерального директора ФГУП «Атомфлот» Андрей Смирнов, «иностранные судоходные компании заинтересовались, присматриваются к Севморпути». «Во-первых, сокращается путь от Атлантического до Тихого океана почти в 2 раза, - пояснил он причины такого интереса. - Такая экзотическая деталь, как пиратство, тоже на это дело повлияла. А то, что скорость по трассе Севморпути, по крайней мере в летние месяцы, не ниже, чем на открытой воде, и то, что вместо 45-50 суток за 20-25 суток грузы доставляются из Европы в Китай или Японию, само за себя говорит».
При этом, по мнению немалого числа экспертов, страны, заинтересованные в открывающихся возможностях, часто не собираются учитывать исторические приоритеты России, освоившей эти пространства. Например, как отметил канадский профессор из университета провинции Британская Колумбия Майкл Байерс, «Соединённые Штаты выступают против российских претензий и заявлений о том, что ключевые части Северного морского пути представляют собой российские территориальные воды».
Отстоять свои права на них России под таким давлением может быть сложно, тем более что даже по юридическим вопросам у отечественных экспертов до сих пор нет единого мнения. Это также отмечалось сегодня на заседании в Совете Федерации. «По проблемам российской Арктики отсутствует федеральный закон, представляющий в целостном виде правовое обеспечение её развития в национальном и международном плане», - подчёркнуто в протоколе вчерашнего заседания экспертного совета.
На данный момент, по мнению специалистов, ответ на эти вызовы может быть дан быстрым развитием отечественного ледокольного флота. «Стоит только взглянуть на карту: более половины всех морей - замерзающие, отсюда главная транспортная составляющая Севморпути - ледокольный флот», - заявил, например, Андрей Смирнов. Положительную роль, по его мнению, играет и то, что атомный ледокольный флот находится сегодня в составе «Росатома». «Раньше мы находились, хоть и в хорошем, но всё-таки довольно ограниченном акционерном обществе - не было возможности у Мурманского пароходства развивать и поддерживать ледокольный флот, - отметил он. - А Госкорпорация «Росатом» - это мощная структура, которая за 3 года восприняла вплотную наши нужды, интересы и задачи. Перспективы у нас заметные. Тем более что только с помощью «Росатома» начинается строительство нового поколения ледоколов, без которых Северу грозило остаться без транспортного обеспечения».
«Главным обстоятельством, которое требует дополнительных мер, включая законодательное регулирование, является наличие сложной климатической и ледовой обстановки. Поэтому для преодоления этого фактора нужно средство, и этим средством является ледокольный флот, которым управляет ФГУП «Росатомфлот», - поддержал эту точку зрения главный морской инспектор группы компаний «Совкомфлот» Михаил Суслин, пишет ИТАР-ТАСС.

Поделиться:

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

10:01Роскачество выявило нарушения у мурманского производителя батона

09:45В Заполярном эксбиционист-педофил получил семь лет «строгача»

09:31В Мурманске пожилой педагог скончался на открытом уроке

09:23Житель Мончегорска провалился под лёд во время лыжной прогулки

09:12Возгорание на траулере «Одиссей-1» в Мурманске ликвидировали спустя 10 часов

08:58Жителям трёх улиц Мурманска отключат газ

08:23Школьники Мурманска отправятся в лагерь-тренинг «Поколение Next»

07:05В Заполярье синоптики прогнозируют до -25° и гололёд

20:27Модель из Заполярья объяснила отказ «ангелам» Victoria's Secret в визе в Китай

19:17Курс евро вырос до 69,82 рубля, доллара - до 59,46

18:19За неудачную шутку с выпавшей из окна подругой житель Апатитов пойдёт под суд

17:25Хоккейный клуб «Мурман» одержал в Москве две победы

16:48Водитель такси украл у жительницы Мурманска забытый телефон

16:30АЛЕКСАНДРА РЕТУНСКАЯ. Взгляд информированной домохозяйки. Электрообогревщики

16:27Виталий Милонов поблагодарил Заполярье за прием

16:14Появились подробности ликвидации пожара на судне «Одиссей-1» в Мурманске

15:48Марина Ковтун победила в конкурсе Lady Guber

15:3026 муниципальным образованиям Заполярья выдан паспорт готовности к отопительному периоду

15:14Мурманский предприниматель получил 3 года колонии за попытку присвоить бизнес приятеля

15:00В Мурманской области на 2,5 часа задерживается рейс в Москву

14:42Против отчима избитого мальчика в Апатитах возбудили дело

14:27Мурманск - на 22 строчке экологического рейтинга среди городов России

14:10На дороге «Мишуково-Снежногорск» сбили 70-летнего пенсионера

13:52На «Северном характере» в Мурманске впервые покажут фильмы из Ирана и Индии

Все новости