14:2603.04.12

Россия берётся за Северный морской путь, но пока больше на словах

Россия берётся за Северный морской путь, но пока больше на словах

Как мы уже сообщали, на прошлой неделе РИА «Новости» провело круглый стол «Северный морской путь - магистраль стратегической важности», посвященный перспективам развития Северного морского пути (СМП), его транзитным возможностям и будущему атомного ледокольного флота России.
«Если говорить об освоении Арктики, то можно образно сказать, Северный морской путь начинается в Кольском заливе. И вот именно здесь на ближайшие годы планируется большое промышленное строительство: угольный и нефтяной терминалы,  нефтеперерабатывающий завод на западном берегу залива - это дополнительные десятки миллионов тонн грузов. Можно предположить, и Северный Флот будет наращивать количество кораблей и подводных лодок», - рассказал руководитель «Беллоны-Мурманск» Андрей Золотков.
Он напомнил, что ни Мурманск, ни Североморск не имеют очистных сооружений в полном объёме. «Кольский залив уже давно серьезно загрязнён нефтепродуктами, производственными и хозяйственно-бытовыми сточными водами. Все это видно невооруженным глазом. Так вот, за всеми этими планами каждого из ведомств не просматривается обеспокоенность и согласованность в обустройстве жизненного пространства для жителей региона. Как бы нам вместе с «Газпромом», Росатомом и Министерством обороны «не добить до конца» Кольский залив, превратив его в безжизненную акваторию», - высказал опасение руководитель мурманской «Беллоны».
Грузопоток по Севморпути
Как пишет Анна Киреева, использование СМП имеет, безусловно, ряд преимуществ: быстрая доставка грузов в Азию и отсутствие пиратов, которые в последнее время делают путь через Суэцкий канал и около берегов Африки опасным для перевозки грузов.
Но у СМП, как у транспортной магистрали, есть и ряд сложностей. Это, в первую очередь, связано с тем, что Арктика - крайне сложный регион со льдами и непредсказуемостью времени доставки грузов, а также представляющий опасность как для судов и людей, на них работающих, так и для морской среды.
По словам заместителя генерального директора ФГУП Атомфлот по эксплуатации Андрея Смирнова, использование СМП для доставки грузов в Китай короче на три-четыре тысячи миль.
«В 2010 году по маршруту СМП было совершено четыре транзитных рейса и перевезено 111 тысяч тонн грузов. В 2011 году было перевезено уже более 800 000 тонн грузов, хотя наши мощности и ледоколы позволяют перевозить порядка восьми миллионов тонн грузов в год», - рассказал Смирнов.
Новая нормативная база для СМП
С точки зрения нормативно-правового регулирования, сегодня плавание по акватории СПМ осуществляется на основании приказа Министерства Морского Флота, утверждающего правила плавания по СМП. Этот приказ вводит определенные требования в части безопасности плавания и обеспечения безопасности морской среды от загрязнения судов.
«Этому приказу уже более 20 лет. Сейчас мы живем в другой стране, и сегодня настало время урегулировать плавание по акватории СМП с учетом новых технологий и современной нормативно-правовой базы», - рассказал на Круглом столе заместитель директора департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса РФ Виталий Клюев.
По его словам, Госдума одобрила в первом чтении законопроект, подготовленный Министерством Транспорта, о внесении изменений в некоторые законодательные акты в части плавания по СМП. «Мы ожидаем, что законопроект станет законом в ближайшее время, в эту весеннюю сессию», - отметил чиновник.
В документе воссоздается так называемая Администрация СМП - это будет государственное федеральное учреждение. В его функции будут входить организационные и административные мероприятия по осуществлению безопасного плавания по акватории СМП.
Ожидается, что этот закон отрегулирует и гражданско-правовые отношения участников движения, в том числе условия предоставления услуг по ледокольной проводке, по лоцманской проводке, по оказанию помощи в судовождении, по организации связи.
Главный морской инспектор компании «ОАО Совкомфлот» Михаил Суслин добавил, что для практического применения будущего закона об СМП необходимо определить полномочия и ответственность Администрации СМП как органа, осуществляющего государственное регулирование судоходства на СМП в целях обеспечения его безопасности и общедоступности. Необходимо также раскрыть определение терминов «проводка судов», «ледовая проводка», «ледовая лоцманская проводка», «Штаб морских операций».
«В целях обеспечения безопасности судов, экипажи которых не имеют опыта ледового плавания, необходимо создать институт ледовых советников капитанов, закрепить их правовой статус, предусмотреть для них упрощенную процедуру пограничного контроля», - уверен главный морской инспектор одной из крупнейших морских танкерных компаний в мире.
Что считать акваторией СМП
При подготовке законопроекта большие дебаты вызвала трактовка, что считать акваторией СМП.
«Здесь мы обязаны руководствоваться положениями международной конвенции ООН по морскому праву 1982 года, стороной которой является РФ. Конвенция устанавливает, что принцип свободного судоходства применим ко всем морям, включая территориальное море, исключительную экономическую зону в море и, тем более, в открытом море, где нет ничьей юрисдикции», - отметил Клюев.
Правила плавания можно установить, исходя только из соображений защиты окружающей природной среды от загрязнения судов, и только в тех морях, где более половины года присутствует лед. Именно такой акваторией и является акватория СМП: в ней лед находится более половины года.
«Прошлогодняя практика перевозки грузов по СМП показала, что по этой трассе можно перевозить нефть и нефтепродукты. Это накладывает на Россию новые обязательства, чтобы во льдах не разлить нефть, поскольку нефтеразливы во льдах значительно сложнее собрать, чем в открытом море, где льда нет», - считает Клюев.
Исходя из этого, в прошлом году в рамках Арктического совета приарктические государства подписали соглашение о поиске и спасении в Арктике, установив взаимные обязательства по оказанию помощи людям, терпящим бедствие.
Новый ледокольный флот
По словам Клюева, Россия уделяет серьезное внимание финансированию проектов, связанных с обеспечением плавания судов в акватории СМП. В России самый большой в мире ледокольный флот, но ледоколы имеют свойство стареть, поэтому сейчас прилагаются усилия к обновлению ледокольного флота.
В этом году принято решение о строительстве четырех дизель-электрических ледоколов, и первого нового атомного ледокола взамен подлежащим списанию старых атомных ледоколов.
«Все строительство будет вестись на бюджетные средства, а вот эксплуатация ледоколов будет вестись на основе государственно-частного партнерства, т.е. финансировать из федерального бюджета, и внебюджетных источников - на основе договоров с потребителями услуг ледоколов. Это тоже предусмотрено в законопроекте, рассматриваемого Госдумой», - отметил Клюев.
«К 2016-2018гг., когда будет начат полномасштабный вывоз сжиженного газа с Обской губы, планируется увеличение грузопотока до 20 миллионов тонн в год, нам понадобятся новое поколение ледоколов», - отметил Смирнов, по словам которого существующие ледоколы (кроме «России») смогут доработать до 2022 года.

Поделиться: