13:5204.04.12

Спутник «кричит» о загрязнении Кольского залива, а чиновники его не видят

Спутник «кричит» о загрязнении Кольского залива, а чиновники его не видят

Как мы уже сообщали, по данным спутникового мониторинга, Кольский залив Баренцева моря сильно загрязнен нефтепродуктами. На 60% снимков, сделанных спутником RADARSAT за последние 6 месяцев 2011 года, отчетливо видны следы возможных пленочных загрязнений. В основном, они сконцентрированы на выходе из залива и в районе Североморска.
«Для того чтобы увидеть нефтяную пленку, достаточно просто прийти в порт, - там она всегда есть в избытке. Плёнка уже давно превратилась в неотъемлемую составляющую прибрежных вод», - подтвердил руководитель Беллоны-Мурманск Андрей Золотков.
По мнению заместителя начальника отдела надзора на море департамента Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу Анастасии Новиковой, основными источниками загрязнения могут быть предприятия Министерства обороны, транспорта и ЖКХ.
«Мне знакома публикация о нефтяных пятнах в Кольском заливе,  - рассказала Новикова в интервью «Беллоне.ру», - но не факт, что это нефтяные пятна, это могут быть просто скопления водорослей», - считает она.
Новикова также предупредила, что нельзя путать нефтяную плёнку на поверхности воды с нефтяными разливами. «Нефтяная плёнка расползается по заливу очень тонким слоем. Он может занимать большую площадь, хотя разлив нефтепродуктов будет минимальным, например, в пол-литра», - рассказала эксперт Росприродндзора.
«Сегодня в акватории Кольского залива присутствует много объектов, которые могут быть причиной загрязнения. Одна из причин - увеличение грузопотока по заливу», - рассказала «Беллоне.ру» председатель комитета по экологии и охране окружающей среды Мурманской областной думы Наталья Лещинская.
С ней согласен и руководитель «Беллоны» в Мурманске Андрей Золотков: «Скорее всего, главные источники загрязнения - это промышленные и хозяйственные бытовые стоки, а также деятельность гражданских и военных судов. На каждом судне в машинном отделении постоянно скапливаются так называемые льяльные (нефтесодержащие) воды. Время от времени от таких вод следует избавляться - сдавать их на специальные сборщики. Эта операция не бесплатная, кто-то её выполняет, а кто-то избавляется от льяльных вод тайком, попросту сливая их за борт», - отметил он.
Ситуация осложняется тем, что спустя короткое время нефтяное пятно расплывается и виновника по нему уже не найти. И, по всей видимости, даже сейчас, когда о нефтяных пленках Кольского залива уже «закричал» и космос, сдвига в этой области не будет.
Другой возможной причиной называют танкер-накопитель «Белокаменка», действующий в Кольском заливе с 2003 года. Он является самым большим в России рейдовым перегрузочным комплексом, вмещающим 360 тысяч тонн нефти. «Белокаменка» стоит в акватории залива, и там постоянно идут работы по доставке и выгрузке нефти.
Однако, по мнению Анастасии Новиковой, «Белокаменка» не производит никаких сбросов. «В корне неправильно обвинять танкер в загрязнении залива. Росприроднадзор совместно с Администрацией порта Мурманск регулярно контролирует этот объект с 2003 года, когда он только появился в Кольском заливе. С момента его установки там не было ни одного разлива нефти», - сообщила представитель Росприроднадзора.
Для предотвращения загрязнения залива нефтепродуктами, и не только ими, существуют различные государственные контролирующие органы. Надо найти источник загрязнения, а это не всегда просто.
По мнению Андрея Золоткова, при планируемом промышленном развитии Мурманского транспортного узла необходимо предотвратить дальнейшее загрязнение Кольского залива и необходимо быть готовыми к возможным аварийным ситуациям. В этом плане самым разумным будет принятие решений по обеспечению деятельности «лаборатории нефти», которая уже несколько лет простаивает в Центре стандартизации и метрологии. Это современная и хорошо оснащенная лаборатория, которая позволяет делать подробные анализы, формируя их в своеобразный каталог, так сказать, досье на поступающие в область нефтепродукты. По этой информации можно прогнозировать действия в случае аварийных ситуаций и, с большой уверенностью, можно будет вычислить возможного нарушителя в акватории залива.
Проблема заключается в том, что, с одной стороны, капитаны судов не обязаны сдавать на анализ образцы своего горючего, а с другой стороны, финансирование лаборатории оставляет желать лучшего.
Как считает Наталья Лещинская, выход из сложившейся ситуации - это поиск средств на финансирование деятельности лаборатории и обязательный порядок сдачи нефтепродуктов на анализ.
«Мы уже направили соответствующие письма в Министерство промышленности и торговли РФ и в Агентство стратегических инициатив с обращением заняться данной проблемой и найти источники финансирования для лаборатории», - сообщила председатель Комитета.
По словам Лещинской, данную проблему будут решать и на региональном уровне. Комитет намерен направить обращение губернатору Мурманской области о финансировании создания базы данных, и постарается урегулировать вопрос об обязательном лабораторном контроле поступающих в Мурманск нефтепродуктов, пишет Анна Киреева.

Поделиться: