Сегодня в Мурманском областном драматическом театре прошла генеральная репетиция спектакля «Молодая хозяйка Нискавуори» Хелла Вуолийоки. Как охарактеризовал постановку главный режиссер театра Султан Абдиев, это история страстной любви в двух частях.
Хелла Вуолийоки, классик финской литературы, написала сагу о семье из поместья Нискавуори. «Молодая хозяйка Нискавуори» - часть этой саги, история любви, дарящей радость, счастье и заставляющей страдать, приносящей дикую боль. Автор поведала о взаимоотношениях главных героев, Ловийсы (в главной роли - актриса Анна Будовская) и Юхани, в начале их совместного жизненного пути. Семейная идиллия быстро заканчивается, Юхани полюбил другую, милую молочницу, отчаянно и страстно. Над кланом Нискавуори, где веками жили расчетливо, по правилам, нависла опасность. Решение судьбы семьи Хелла Вуолийоки возлагает на женщину, главную героиню - молодую хозяйку Нискавуори. Испытания, посланные судьбой, изменили ее. Ловийса не сдается, сохраняет семью и вопреки всему становится полноправной хозяйкой, опорой большого дома. Но счастлива ли эта сильная, мужественная женщина? О чем кричит ее сердце?

«Эта сага приглашает зрителя к сопереживанию»
- Хелла Вуолийоки написала большую семейную сагу «Дом Нискавуори», - рассказывает ИА «Nord-news» Султан Назирович (фото). - Многие, почему-то, часто путают «Молодую хозяйку Нискавуори» с «Каменным гнездом» - следующей пьесой финского автора. Действительно, Хелла Вуолийоки написала сначала «Каменное гнездо». Потом, очевидно, она захотела написать предысторию этой пьесы, и получилась «Молодая хозяйка Нискавуори». И по хронологии получается, что это - первая пьеса. «Каменное гнездо», где хозяйка Нискавуори уже состарилась, ставил Театр Северного флота. Эта сага приглашает зрителя к сопереживанию по поводу вечных чувств - любви, измены, любовного треугольника, и мы хотим показать, что страсти бывают не только мексиканские. Страсти - они везде страсти. Мы хотим показать: что такое любовь, какова жгучесть этого чувства. Как ранит любовь, как ранит измена. Это то, чем занимается, наверное, все искусство. Искусство занимается многим. Есть даже социальная и производственная тематика. А любовь составляет суть искусства. Я рассчитываю, что зал будет сопереживать, потому что ситуация любовного треугольника, наверное, возникает в жизни почти каждого человека.
- А следующее произведение саги вы будете ставить?
- Нет. Мне кажется, следующие - слабее по драматургии. Пьеса «Молодая хозяйка Нискавуори» хоть и имеет открытый финал (там есть надежда), все же является законченной. В «Каменном гнезде» состарившаяся героиня сначала, вспоминая свою жизнь, ломает жизнь своему сыну - из-за любви, потом все-таки разрешает любить. Есть и какая-то социальная тематика этих произведений, потому что косвенно мы рассматриваем - что же такое капитализм? Когда нельзя жениться по любви, а можно только по сословию, чтобы деньги пришли к деньгам. Сегодня тоже идет огромное расслоение общества. Я себе не представляю, чтобы дочка Абрамовича вышла замуж за сантехника. А в те времена, а это конец XIX века, расслоение было еще более жесткое.
- В последнее время театры, чаще - региональные, обращаются к произведениям, которые будят вечные чувства. По вашему мнению, с чем это связано?
- Я не согласен, что именно в последнее время. По-моему, театры всегда к этому обращаются. Во всяком случае, я в своей деятельности всегда к этому обращался. Если ваше замечание верное - театры действительно стали чаще обращаться к теме вечных чувств, то я могу предположить, что люди устали от каких-то остросоциальных тем. Вы помните всплеск активности по отношению к политике в конце 80-х годов? Насколько было политизировано общество, насколько все любили смотреть съезды депутатов. Сейчас все это трудно представить. Мы все были прикованы к телевизору, съезды смотрели, как фильмы. Сегодня у общества возникла усталость от социальных и материальных проблем. Когда это происходит, у человека возникает потребность - погрузиться в мир чувств и сопереживаний. В мир ирреальный. Косвенно зритель сопоставляет себя с тем, что происходит на сцене. Если нет внутреннего, подсознательного сопоставления - нет театра. Даже если мы будем показывать сцены из жизни земляных червей, которых будут играть артисты, все равно люди будут находить аналогии из своей жизни. Обязательно. Театр это всегда - про людей, для людей и ради людей. Это не только взаимообмен энергией и чувствами. Это и некие сообщения людям о том, каковы они. Вот для чего иногда подруги садятся и «перемалывают» из пустого в порожнее давно известные им дела? Вы знаете, оказывается нужно проговаривать! Театр - это то место, где проговариваются общеизвестные истины. И человек, выйдя из театра (особенно, если спектакль хороший), чувствует себя опустошенным. Знаете, как бывает (может аналогия и неправильная): после ночи любви человек - опустошенный, но удовлетворенный. Вот это я называю катарсисом (в переводе с древнегреческого - возвышение, очищение, оздоровление. - Авт.)
- Знаете, Султан Назирович, в журналистике, например, редактора, как правило, выступают против подработки на стороне. Как вы относитесь к тому, что главная героиня вашего спектакля Анна Будовская подрабатывает на местном телеканале?
- Я это приветствую. Я приветствую все, где есть дополнительный вербальный метод общения. Там оттачивается дикция, актер становится узнаваем, ведь, что ни говори, театр - это элитарное искусство. Когда я работал в Екатеринбурге, то у меня почти все актеры подрабатывали на Свердловской киностудии. И если это не мешало основной работе, я это только приветствовал, - завершил интервью Султан Абдиев.

«Определенные события в жизни очень сильно меняют женщину качественно»
- Расскажите о своей героине? - вопрос к Анне Будовской, играющей молодую хозяйку Нискавуори (видео).
- Она женщина любящая. Не влюбленная, а любящая. У нее при сложившихся обстоятельствах проявляются зарождающиеся моменты жесткости. Определенные события в жизни очень сильно женщину меняют качественно. И она взрослеет. Ловийса - мой персонаж - как раз находится в такой ситуации, находится на пути мощного взросления. Она становится защитницей дома. У меня как раз в монологе есть слово «волчица». К финалу нашей истории моя героиня подходит жесткой и властной. Может, она к этому не стремилась, просто так сложились обстоятельства.
- Вас чему-то научила эта роль? Может, в процессе работы у вас в характере появились качества, каких раньше не было?
- В репетициях я в любом случае ищу какие-то соприкосновения с собственным характером. Ты учишься на своих историях жизни. Приобретая свой жизненный опыт, ты его сможешь применить в создании образа героини, роль которой исполняешь.
- Вам хватило жизненного опыта в этой постановке?
- Мне - хватило, - считает Анна Будовская.
* * *
В спектакле занята большая часть труппы: заслуженные артисты России - А. Водопьянов, В. Журавлев, В. Зайченко; артисты - А. Будовская, А. Воронин, Ю. Гусарова, С. Горбунов, Ю. Денежкина, А. Кинк, В. Морев, В. Равданович, И. Рыдзелева, Г. Серегина, Е. Сенченко, О. Трум, А. Худяков, Т. Шагвалеева, К. Ширина, О. Шпеко; студентка О. Заяц. Режиссер-постановщик - заслуженный деятель искусств России Султан Абдиев. Художник - постановщик - заслуженный работник культуры России Наталья Авдеева. Музыкальное оформление - Владимир Словеснов.
Премьера спектакля состоится в Мурманском областном театре драмы 6 и 7 апреля, в 19 часов.

Поделиться: