13:3810.04.12

Темпы падения спроса на промышленную продукцию в РФ в марте ускорились. Ситуация предкризисная

Темпы падения спроса на промышленную продукцию в РФ в марте ускорились. Ситуация предкризисная

Темпы падения спроса на промышленную продукцию при общем росте промпроизводства России ускорились в марте, ситуация напоминает предкризисную, отмечает в своем мониторинге состояния промышленности Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ).
По данным мониторинга за март, в частности, отгрузка цветных металлов уменьшилась по сравнению с мартом 2011 на 18,8%; отгрузка машин, станков и двигателей - на 14,2%; черных металлов - на 7,5%. При этом выросла отгрузка цемента - на 13,9%.
Темпы прироста отгрузки на внутренний рынок цемента держаться на стабильно высоком уровне, отгрузка остальных крупных категорий товаров инвестиционного спроса устойчиво падает к уровню прошлого года, говорится в документе. При этом, отмечается в мониторинге, темпы падения отгрузки цветных металлов и машиностроительной продукции стабильно увеличиваются с начала года. Для сравнения, в феврале 2012 года по сравнению с февралем прошлого года отгрузка машин упала на 10,5%, цветных металлов - на 8%, черных металлов - на 6,4%.
При этом, на фоне падения спроса, эксперты ИПЕМ фиксируют стабильный рост индекса производства. Так, по результатам расчетов за март 2012 года индекс ИПЕМ-производство составил 1% к февралю, а спрос, по сравнению с прошлым месяцем, понизился на 0,03%. По сравнению с мартом 2012 года оба индекса выросли, но первый значительно больше второго (ИПЕМ-производство - 2,5%, ИПЕМ-спрос - 0,7%).
Тренд со снятием сезонности фиксирует стабильное разнонаправленное движение индексов производства и спроса начиная с декабря 2011 года, отмечается в мониторинге ИПЕМ. Эксперты подчеркивают, что подобная ситуация наблюдалась и в преддверии кризиса 2008 года, когда спрос на промышленную продукцию начал снижаться, а промышленные компании работали на прежнем уровне загрузки мощностей, наращивая складские остатки.
Складские остатки и сегодня находятся на очень высоком уровне, однако у текущей ситуации существуют и другие первопричины, считают специалисты. Одна из главных - снижение коэффициента перевозимости по значительной номенклатуре промышленных товаров: удорожание грузовых железнодорожных перевозок и дефицит вагонов вынуждает многих пользоваться альтернативным транспортом, в основном автомобильным.
Причины роста промышленных индексов эксперты видят в растущих «с опережением графика» расходах федерального бюджета (за январь-февраль, по данным ИПЕМ, они превысили план на 21,5% и увеличились на 48,7% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года).
Бюджетные средства, а также средства госкомпаний оказывали основную поддержку инвестициям и в прошлом году, утверждают аналитики, о чем свидетельсвуют недавно опубликованные данные Росстата. Почти 90% из общего прироста инвестиций в 2011 году было обеспечено транспортом (4,4 п.п.) и ТЭК (2,7 п.п.).
Динамика частных инвестиций при этом была понижательной: промышленные сектора продемонстрировали очень скромный вклад в общий прирост инвестиций (металлургия - рост на 0,2 процентного пункта, химический комплекс - рост на 0,3 процентного пункта).
В начале 2012 года, считают эксперты, динамика инвестиций, особенно частных, замедлилась, о чем косвенно свидетельствует статистика ЦБ об объемах корпоративного кредитования: в январе-феврале объем кредитов снизился на 1,8%. И это, по мнению специалистов, нельзя отнести на счет сезонных факторов - в прошлом году за этот период наблюдался прирост кредитов на уровне 0,9%, пишет www.1prime.ru.

Поделиться: