13:2112.04.12

«Рифы» российской Арктики

«Рифы» российской Арктики

В ходе II международной конференции «Логистика в Арктике», которая проходит сегодня в Мурманске, директор ГКЦ «ГЕКОН», эксперт Научного совета Совета безопасности Российской Федерации Михаил Григорьев (фото 1) представил доклад о проведённом и планируемом лицензировании углеродных ресурсов арктического шельфа, а также о перспективах развития логистических схем. Михаил Григорьев сообщил, что в настоящее время можно говорить о том, что наиболее активно процесс лицензирования осуществляется в Баренецевом и Карском морях, а также на шельфе Охотского моря.
«В соответствии с данными, приведёнными Министерством природных ресурсов РФ, можно сделать вывод о том, что в течение ближайших 15 лет предполагается достаточно активная деятельность на всех вышеупомянутых акваториях, в том числе и на арктическом шельфе, - рассказал Михаил Николаевич. - Если говорить о реализации I фазы Штокмановского проекта, то она вызывает большие сомнения, впрочем, как и вся целесообразность реализации проекта при текущей ситуации на мировых рынках».
Программа лицензирования предполагает, что два основных игрока, а это «Газмпром» и «Роснефть», получат дополнительные лицензионные участки в пределах всего арктического шельфа. При этом на западном шельфе (Баренцево и Карское моря) доминирует «Роснефть». Говоря о реалистичности проектов на арктическом шельфе, важно понимать заинтересованность компаний, имеющих доступ к работе на шельфе.
Для определения этого есть один важный показатель - обеспеченность запасами. Здесь рассматриваются пласты, которые разрабатываются в настоящий момент, и пласты, которыми компания владеет, но в разработку их ещё не ввела. У «Газпрома» обеспеченность разрабатываемыми месторождениями составляет 29 лет. Перспективная обеспеченность, то есть месторождения, на которые уже есть лицензия, но которые ещё не включены в разработку, у «Газмпрома» составляет 57 лет по разведанным запасам, а с учётом предварительно оценённым запасам - около 70 лет.
У «Роснефти» ситуация несколько иная - резерва роста у компании нет. Текущая обеспеченность составляет 25 лет, а перспектива не превышает 48 лет. Это говорит о том, что у «Роснефти» в разработку введено максимальное количество месторождений. Эта компания достаточно эффективно ведёт разработку на более чем половине своих месторождений, а у «Газпрома» эффективность несколько ниже - около 40%. Но ровно столько же у этих компаний составляет запас разведанных, но не разрабатываемых запасов. Перспектива роста достаточно велика. В этом причина большой обеспеченности «Газпрома».
Возвращаясь к вопросу логистики, Михаил Григорьев остановился на некоторых аспектах развития логистических процессов в Арктике. Отдельное внимание он уделил безопасности мореплавания. «Первый вопрос, который нас должен интересовать, это будет ли Арктика оставаться Арктикой, - философски заметил докладчик. - Мы все прекрасно знаем, что существуют достаточно противоречивые прогнозы изменения климата в этом регионе. Но, если исходить из самого оптимистичного, то лёд нас полностью не покинет, а значит совершенно обоснованно начато в этом году финансирование строительства новых линейных ледоколов. Но я хочу обратить ваше внимание на то, что деградация ледового покрова в Арктике ставит под угрозу существование Северного морского пути как некого объекта управления Российской Федерации. Если мы столкнёмся с тем, что СМП будет свободен ото льда больше 6 месяцев в году, то в этом случае возникнет вопрос о его юридическом статусе».
По части бурения у нас вообще всё плохо, вдруг заявил Михаил Николаевич. «Я не буду вспоминать утонувшую «Кольскую», но буровая платформа «Мурманская» и буровое судно «Валентин Шашин» работают на сегодняшний день за пределами Российской Федерации. - отметил он. - Непонятна ситуация с платформами «Полярная звезда» и «Северное сияние», которые создавались именно для Штокмана. Они сейчас стоят в Корее, финансирование по ним прекращено, а в дефектной ведомости указано 700 замечаний по обеим платформам. Когда они будут устранены?»
Безопасность мореплавания - это тема, требующая отдельного детального рассмотрения, так как ситуация, которая сложилась в Арктике, вопиющая. В настоящий момент на случай чрезвычайно ситуации на воде есть только Мурманское БАСУ, которое располагает тремя судами неограниченного плавания. Суда МЧС обладают только судами с малой осадкой, поэтому рассматривать их как реального игрока на акваториях нельзя. «Если предположить, что какая-то чрезвычайная ситуация сложилась в районе Диксона, который находится в 1900 километрах от Мурманска, то даже самый шустрый «Капитан Мартышкин» при обычных погодных условиях доберётся из Мурманска до Диксона за 5 суток, - отмечает Михаил Николаевич. - Представляете, да? Произошло ЧП, а спасатель появляется только через 5 дней. Многовато для арктических условий».
Все озвученные Михаилом Григорьевым вопросы требуют детального рассмотрения, поскольку без устранения этих рисков говорить о безопасной и эффективной работе работе в Арктике нельзя, считают участники конференции.

Поделиться: