11:1713.04.12

Диагноз: российский бизнес не умеет продавать и не хочет учиться

Диагноз: российский бизнес не умеет продавать и не хочет учиться

Пока Россия может успешно экспортировать только сырье, а отношения большинства остальных компаний-экспортеров с партнерами длятся недолго, пбликует mn.ru выводы исследования Всемирного банка. Вероятность того, что такая компания задержится на зарубежном рынке более двух лет, составляет 57%. Пять лет продержатся только 22% фирм, подсчитал Всемирный банк. Проблема в том, что у отечественных производителей не хватает стимулов искать новые рынки и технологии.
Пока Россия интересна миру в основном своими природными ресурсами. Такой вывод можно сделать из обзора Всемирного банка (ВБ) «Диверсификация экспорта путем развития конкуренции и инноваций». Доминирующие позиции нефти и газа в структуре российского экспорта продолжают укрепляться, говорится в документе. В последние десять лет рост экспорта в этих секторах исчислялся двузначными цифрами. При этом продажи за рубеж продукции машиностроения, химической промышленности, электроники и транспортного оборудования вместе выросли всего на 10%.
В итоге в 2009 году 65% стоимости российского экспорта давали нефть и газ. Ситуация похожа на замкнутый круг. Многие сектора не вносят свой вклад в экспорт, потому что опыт и знания, получаемые экспортерами газа, настолько специфичны, что их очень сложно использовать в экспорте других товаров, поясняет ведущий экономист ВБ Альваро Гонсалес. В результате «Россия продолжает экспортировать то, что экспортировала раньше», делает вывод экономист.
К чести российских компаний нельзя сказать, что они не пытаются выходить на зарубежные рынки. Но к большому успеху это не ведет. Российский экспорт подвержен преждевременной «смерти» в торговых отношениях. Выжить на зарубежных рынках в течение двух лет может чуть больше половины фирм. Для сравнения, у китайских производителей этот показатель превышает 70%. Пять лет за границей проживает только пятая часть российских компаний. Коэффициент «выживаемости» российских товаров самый низкий среди коллег по клубу быстроразвивающихся стран БРИК.
Результат печален - Россия не осваивает те рынки, где могла бы добиться успеха. По расчетам Всемирного банка, наша страна слабо реализовала свой торговый потенциал в отношениях с ведущими экономиками мира - США, Италией, Германией, Индией и Китаем. Если вынести за скобки торговлю нефтью и газом, то число стран, с которыми российские фирмы торгуют не так активно, как могли бы, увеличивается. Лучшей иллюстрацией могут служить торговые отношения с Китаем. За последнее десятилетие удельный вес Китая в мировой торговле резко увеличился, а в российском экспорте его доля осталась практически неизменной, на уровне 4-5%.
На самом деле проблема намного серьезнее, чем показывают политкорректные экономисты Всемирного банка, считает ведущий научный сотрудник Института анализа предприятий и рынков ВШЭ Борис Кузнецов. «Многие из экспортных товаров, считающихся не сырьевыми, в реальности завязаны на сырье. Мы экспортируем ренту - металлы, минеральные удобрения. Даже оружие, которое мы продаем, это тоже рента.  СССР 30-40% своего ВВП инвестировал в разработку оружия. В итоге там было столько всего придумано, что мы до сих пор это экспортируем», - говорит Кузнецов.
Как ни странно, одна из причин экспортной «отсталости» российских компаний в том, что им живется вольготнее, чем их западным конкурентам. Показатель доли прибыли отечественных производителей выше, чем у аналогичных компаний в сопоставимых экономиках. Это значит, что фирма комфортно себя чувствует, ей не нужно заниматься инновациями и искать новые рынки. Для российских потребителей это оборачивается более высокими ценами, чем в других странах.
Еще один фактор, мешающий активному покорению иностранных рынков, - излишнее регулирование экономики государством. Доля госсобственности в России вдвое выше, чем в Евросоюзе. При этом государственные компании контролируют около 17% рабочих мест. «Это приводит к тому, что государственная помощь в первую очередь предоставляется старым и не очень эффективным компаниям-экспортерам», - объясняет Юрий Симачев из Межведомственного аналитического центра.
Вступление в ВТО, которое вот-вот произойдет, только обостряет стоящий перед страной вызов - разнообразить список продаваемых за рубеж товаров. «Диверсификация экспорта нужна, чтобы экономика стала более устойчивой», - поясняет Гонсалес. Всемирный банк советует развивать конкуренцию. Для этого нужно либо продать государственные предприятия, либо создать для них стимулы работать не хуже частников.
Снижение зарегулированности экономики тоже поможет экспорту. Как показывают исследования ВБ, фирмы, тратящие много времени на бюрократию, имеют меньшую склонность к выходу на новые рынки. Ведь им, кроме обычных экспортных издержек, приходится преодолевать еще и административные барьеры. Ну и, конечно, необходимо в большей степени поддерживать тех производителей, кто только отважился выйти на зарубежные рынки, а не тех, кто находится там давно и может решить свои проблемы самостоятельно.

Поделиться: