11:5616.04.12

Распутает ли Марина Ковтун Мурманский транспортный «узел»?

Распутает ли Марина Ковтун Мурманский транспортный «узел»?

Назначение губернатором Мурманской области Марины Ковтун может придать импульс проекту развития Мурманского транспортного узла. Между тем, сам проект оказался существенно скорректирован, сообщает portnews.ru.
ООО «Морской торговый порт Лавна» готово приступить к реализации проекта по строительству угольного терминала и железнодорожных путей необщего пользования (от станции Лавна до терминала), сообщили ИАА «ПортНьюс» в компании. В настоящее время в стадии обсуждения находится инвестиционное соглашение инвестора с государством в лице Ространсмодернизации, являющейся заказчиком-застройщиком по проекту комплексного развития МТУ, который включен председателем правительства России Владимиром Путиным в перечень приоритетных инвестпроектов Северо-Западного федерального округа (СЗФО).
Первоначально предполагалось, что перспективными грузами для МТУ будут являться уголь, нефть, нефтепродукты и контейнеры. Как рассказал ИАА источник, знакомый с проектом, в ходе проектирования объектов МТУ был актуализирован грузопоток, который оценивается в 28 млн тонн в год, из них 18 млн тонн - уголь, 10 млн тонн - нефть и нефтепродукты. Под эти грузы разрабатываются проекты строительства угольного и нефтеналивного терминалов. Привлечение контейнеров в Мурманск, по мнению экспертов, в существенном объеме вряд ли возможно ввиду наличия значительных контейнерных мощностей в Балтийском бассейне.
Нефтеналивной терминал на западном берегу Кольского залива, скорее всего, не потребует доставки груза по железной дороге, а может быть ориентирован на прием нефтеналивных грузов с воды и перегрузку на более крупные танкеры. В том числе, он может выступить заменой танкеру-накопителю «Белокаменка». Впрочем, если говорить о нефти, то её экспорт стагнирует и в ряде случаев снижается в связи с истощением месторождений. К примеру, объем перевалки нефти через северный терминал Варандей сократился в 2,3 раза - до 556,4 тысячи тонн.
Что касается нового угольного терминала Лавна, то инвесторами его строительства заявлены крупные российские угольные компании «Кузбассразрезуголь» и «Сибирский деловой союз». Они ведут работу по созданию угольного порта, грузооборотом 18 млн тонн в год, на западном берегу Кольского залива. По мнению экспертов, «угольный» потенциал МТУ - существенно выше указанных проектных грузооборотов, поскольку туда может перейти уголь, перегружаемый в настоящее время в портах Прибалтики. По прогнозам, российский  экспорт  угля  морским  путем  будет  расти  на  5%  в  год,  а  пропускная способность  морских  портов  страны -  только  на  3,3%  в  год,  то  есть  существуют  предпосылки  для  развития  соответствующей портовой  инфраструктуры. В  настоящее  время  Россия  направляет  в  Японию  9,1%  своего объема экспорта угля; 8,4% российского  экспорта угля идет в Китай и  5%  -  в  Корею,  остальное  поставляется  в  Европу  и  страны  СНГ. 
В настоящее время официального подтверждения участия других инвесторов в проекте МТУ нет. Тем не менее, от намерения строительства нефтеналивного терминала в рамках проекта МТУ пока окончательно не отказались ОАО «Роснефть» и ЗАО «Синтез Петролеум».
В этой связи стоит отметить, что в феврале 2012 года угольная компания «СУЭК» завершила сделку по приобретению контрольного пакета ОАО «Мурманский морской торговый порт» (ММТП) за 260 млн долларов. Планы «СУЭК» относительно МТУ пока неизвестны, однако не исключено, что компания может принять в нем участие, что повлечет изменения в параметрах проекта.
Кроме того, с началом добычи газа на Штокманском месторождении (по прежним планам - 2015-2016 годы) в Мурманске появятся предприятия по производству минудобрений.  Ранее заявлялось, что такие планы имел российский химический холдинг «ФосАгро». Отметим, что в настоящее время в порту Мурманск перевалкой минеральных удобрений занимается дочерняя компания ОАО «ММТП» ЗАО «Агросфера». Перевалка удобрений на экспорт через Мурманский порт будет выгодной для нового инвестора, поскольку транспортное плечо здесь практически нулевое. Помимо этого, в МТУ может появиться терминал для экспорта самого газа, добытого на Штокмановском месторождении.
Также ранее заявлялось о том, что рассматривается возможность создания терминала по перевалке железорудного сырья (инвестор - ОАО «ХК «Металлоинвест») проектной мощностью 6 млн тонн в год и объемом инвестиций 6 млрд руб., комплекса по производству и отгрузке гранулированного чугуна (инвестор - ОАО «МХК «Еврохим») мощностью 1 млн тонн в год и объемом инвестиций в 27,5 млрд рублей.
В настоящее время проектировщиками проведён полный комплекс инженерных изысканий, разработан проект акватории и гидротехнических сооружений  (ГТС). Напомним, проект предусматривает строительство железнодорожных путей от станции Выходной до нового угольного терминала Лавна, протяженностью порядка 40 км, а также железнодорожного моста через Кольский залив. Проект создания морской и железнодорожной инфраструктуры МТУ к лету 2012 года может быть передан для проведения государственной экспертизы, считают в ФКУ «Дирекция государственного заказчика по реализации федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России» (Ространсмодернизация, заказчик-застройщик проекта Комплексное развитие МТУ). 
Конкурсные процедуры по выбору подрядчиков на строительство объектов морской и железнодорожной инфраструктуры запланированы на начало 2012 года. Соглашение с инвесторами по строительству морского угольного терминала планируется подписать до окончания проектирования, чтобы консолидировать усилия государства и частного инвестора по созданию и вводу в эксплуатацию объектов. 
Точные сроки запуска нового морского терминала Лавна в рамках проекта комплексного развития МТУ в Ространсмодернизации назвать затрудняются. Однако первоначальные планы по проекту МТУ декларировали, что ввод терминала в эксплуатацию возможен к 2015 году.  По окончанию проектирования и в зависимости от возможностей федерального бюджета, этот срок может быть скорректирован. 

Поделиться:

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

11:29Tele2 предложил держателям карт Visa бесплатный и безлимитный интернет за границей

10:59«Перелом бедра и полгода в гипсе»: В Кировске родители ищут сбившего их дочку велосипедиста

10:29Пять школ Заполярья получили более 1,7 млн на повышение качества образования

09:57На проспекте Ленина в Кировске сгорел автомобиль

09:41Сегодня в Мурманске скончался настоятель Никольского собора

09:31Volkswagen Golf сгорел в мурманском гараже

09:18В Мурманске начали подготовку к новому отопительному сезону

08:40На трех улицах в Мурманске отключат газ

07:30В Мурманске сегодня ожидается около +10°

19:42В Мурманске 23 июня стартует акция по сбору маккулатуры

18:33Мурманский театр кукол взял Гран-при Международного фестиваля «Тарарам»

17:30Как изменятся тарифы за «коммуналку» для жителей Апатитов

17:29Подростка из Мончегорска осудили за амфетамин

17:07«Заполярная Венеция»: Апатиты затопило после ливня [видео]

16:44«КолАтомЭнергоСбыт» напоминает северянам о передаче показаний в июне

16:11Глава Мурманска встретился с режиссером победившей на «Старконе» короткометражки

15:26200-метровый круизный лайнер Braemar прибудет завтра в Мурманск

15:05Вмешательство прокуратуры помогло погасить долги заполярных больниц

14:56Учения Северного флота: Десантники выдержали оборону на Баренцевом море

14:45ТНТ «отрастил» усы и снова поздравил сборную победными роликами

14:30В Кандалакшском районе спустя 20 лет появится природный парк «Кутса»

13:47В отставку уходит министр образования Мурманской области Наталия Карпенко

13:28Tele2 предложила мурманским предпринимателям новые тарифы

13:18Убийцу собутыльника из Мурмашей приговорили к 13 годам тюрьмы

Все новости