11:5616.04.12

Распутает ли Марина Ковтун Мурманский транспортный «узел»?

Распутает ли Марина Ковтун Мурманский транспортный «узел»?

Назначение губернатором Мурманской области Марины Ковтун может придать импульс проекту развития Мурманского транспортного узла. Между тем, сам проект оказался существенно скорректирован, сообщает portnews.ru.
ООО «Морской торговый порт Лавна» готово приступить к реализации проекта по строительству угольного терминала и железнодорожных путей необщего пользования (от станции Лавна до терминала), сообщили ИАА «ПортНьюс» в компании. В настоящее время в стадии обсуждения находится инвестиционное соглашение инвестора с государством в лице Ространсмодернизации, являющейся заказчиком-застройщиком по проекту комплексного развития МТУ, который включен председателем правительства России Владимиром Путиным в перечень приоритетных инвестпроектов Северо-Западного федерального округа (СЗФО).
Первоначально предполагалось, что перспективными грузами для МТУ будут являться уголь, нефть, нефтепродукты и контейнеры. Как рассказал ИАА источник, знакомый с проектом, в ходе проектирования объектов МТУ был актуализирован грузопоток, который оценивается в 28 млн тонн в год, из них 18 млн тонн - уголь, 10 млн тонн - нефть и нефтепродукты. Под эти грузы разрабатываются проекты строительства угольного и нефтеналивного терминалов. Привлечение контейнеров в Мурманск, по мнению экспертов, в существенном объеме вряд ли возможно ввиду наличия значительных контейнерных мощностей в Балтийском бассейне.
Нефтеналивной терминал на западном берегу Кольского залива, скорее всего, не потребует доставки груза по железной дороге, а может быть ориентирован на прием нефтеналивных грузов с воды и перегрузку на более крупные танкеры. В том числе, он может выступить заменой танкеру-накопителю «Белокаменка». Впрочем, если говорить о нефти, то её экспорт стагнирует и в ряде случаев снижается в связи с истощением месторождений. К примеру, объем перевалки нефти через северный терминал Варандей сократился в 2,3 раза - до 556,4 тысячи тонн.
Что касается нового угольного терминала Лавна, то инвесторами его строительства заявлены крупные российские угольные компании «Кузбассразрезуголь» и «Сибирский деловой союз». Они ведут работу по созданию угольного порта, грузооборотом 18 млн тонн в год, на западном берегу Кольского залива. По мнению экспертов, «угольный» потенциал МТУ - существенно выше указанных проектных грузооборотов, поскольку туда может перейти уголь, перегружаемый в настоящее время в портах Прибалтики. По прогнозам, российский  экспорт  угля  морским  путем  будет  расти  на  5%  в  год,  а  пропускная способность  морских  портов  страны -  только  на  3,3%  в  год,  то  есть  существуют  предпосылки  для  развития  соответствующей портовой  инфраструктуры. В  настоящее  время  Россия  направляет  в  Японию  9,1%  своего объема экспорта угля; 8,4% российского  экспорта угля идет в Китай и  5%  -  в  Корею,  остальное  поставляется  в  Европу  и  страны  СНГ. 
В настоящее время официального подтверждения участия других инвесторов в проекте МТУ нет. Тем не менее, от намерения строительства нефтеналивного терминала в рамках проекта МТУ пока окончательно не отказались ОАО «Роснефть» и ЗАО «Синтез Петролеум».
В этой связи стоит отметить, что в феврале 2012 года угольная компания «СУЭК» завершила сделку по приобретению контрольного пакета ОАО «Мурманский морской торговый порт» (ММТП) за 260 млн долларов. Планы «СУЭК» относительно МТУ пока неизвестны, однако не исключено, что компания может принять в нем участие, что повлечет изменения в параметрах проекта.
Кроме того, с началом добычи газа на Штокманском месторождении (по прежним планам - 2015-2016 годы) в Мурманске появятся предприятия по производству минудобрений.  Ранее заявлялось, что такие планы имел российский химический холдинг «ФосАгро». Отметим, что в настоящее время в порту Мурманск перевалкой минеральных удобрений занимается дочерняя компания ОАО «ММТП» ЗАО «Агросфера». Перевалка удобрений на экспорт через Мурманский порт будет выгодной для нового инвестора, поскольку транспортное плечо здесь практически нулевое. Помимо этого, в МТУ может появиться терминал для экспорта самого газа, добытого на Штокмановском месторождении.
Также ранее заявлялось о том, что рассматривается возможность создания терминала по перевалке железорудного сырья (инвестор - ОАО «ХК «Металлоинвест») проектной мощностью 6 млн тонн в год и объемом инвестиций 6 млрд руб., комплекса по производству и отгрузке гранулированного чугуна (инвестор - ОАО «МХК «Еврохим») мощностью 1 млн тонн в год и объемом инвестиций в 27,5 млрд рублей.
В настоящее время проектировщиками проведён полный комплекс инженерных изысканий, разработан проект акватории и гидротехнических сооружений  (ГТС). Напомним, проект предусматривает строительство железнодорожных путей от станции Выходной до нового угольного терминала Лавна, протяженностью порядка 40 км, а также железнодорожного моста через Кольский залив. Проект создания морской и железнодорожной инфраструктуры МТУ к лету 2012 года может быть передан для проведения государственной экспертизы, считают в ФКУ «Дирекция государственного заказчика по реализации федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России» (Ространсмодернизация, заказчик-застройщик проекта Комплексное развитие МТУ). 
Конкурсные процедуры по выбору подрядчиков на строительство объектов морской и железнодорожной инфраструктуры запланированы на начало 2012 года. Соглашение с инвесторами по строительству морского угольного терминала планируется подписать до окончания проектирования, чтобы консолидировать усилия государства и частного инвестора по созданию и вводу в эксплуатацию объектов. 
Точные сроки запуска нового морского терминала Лавна в рамках проекта комплексного развития МТУ в Ространсмодернизации назвать затрудняются. Однако первоначальные планы по проекту МТУ декларировали, что ввод терминала в эксплуатацию возможен к 2015 году.  По окончанию проектирования и в зависимости от возможностей федерального бюджета, этот срок может быть скорректирован. 

Поделиться:

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

13:54В Мурманске пассажирский автобус протаранил «микрик»

13:37Мурманчан приглашают в Русский музей на выставку молодых художников

13:21В Кольском районе прекратили дело в отношении крабовых браконьеров

13:06В Мурманске детям рассказали о секретах мастерства экскурсовода

12:43Северянина оштрафовали за публикацию запрещённой символики

12:26Экомобиль соберёт лампы и градусники у жителей Мурманска

12:10Врачи рассказали о состоянии пострадавших в жёстком ДТП под Апатитами

11:45На трассе «Кола» после лобового ДТП госпитализировали мужчину

11:42В Мурманске устранили потоп на Радищева

11:34В Мурманске разыскивают очевидцев наезда на 11-летнего мальчика

11:22Студенты спроектировали защитный периметр торгового порта в Мурманске

11:17В 2017 году в «Колэнерго» поступило 464 заявки на технологическое присоединение

11:12У 72-летнего пенсионера из Мурмашей мошенники требовали 290 тысяч

11:05Мурманская «Радость» вернулась из Берлина с победой и дипломами

10:56В Заполярном через подкоп похитили видеокарты на 500 тысяч

10:35«КолАтомЭнергоСбыт» - лидер на рынке услуг по замене приборов учета электроэнергии Заполярья

10:20В Кировске за неисполнение решение суда организация оштрафована на 80 тысяч

09:58В Мурманске откроется «Доброярмарка» в помощь разгромленному приюту для животных

09:52Норвегия планирует запуск беспилотных грузовиков на трассе из Киркенеса в Мурманск

09:39Прокуратура через суд требует обеспечить запас топлива на котельной в Заозерске

09:21После ДТП под Апатитами с 15 пострадавшими возбудили уголовное дело

09:1960 школьников, лицеистов и нахимовцев открыли первый Кадетский бал в Мурманске

09:10На Кольском полуострове ожидается до -24° и снег

08:18В Мурманске пройдёт творческая школа для одарённых детей

Все новости