14:0616.04.12

Конфликт интересов в Хибинах: у большого бизнеса и экологов разные цели

Конфликт интересов в Хибинах: у большого бизнеса и экологов разные цели

«Вот здесь будет рудник. И все - можно попрощаться с Хибинами», - говорит бизнесмен и выпускник геофака МГУ Сергей Коняев, показывачя на подножие горы Партомчорр. Это самая доступная для российских туристов живописная часть Арктики: полтора дня на поезде из Москвы до города Апатиты, 15 минут до городских окраин - и оказываешься у подножия гор. Путь к руднику на снегоходах занял около часа - 20 километров по узким ущельям, окруженным крутыми скалистыми горами. Ежегодно около 50 тысяч туристов повторяют этот маршрут.
Хибины известны как месторождение апатит-нефелиновой руды: именно здесь добывается примерно 70% от мирового объёма. Добычу вела компания «Апатит». А в 2006 году к монополисту присоединилась Северо-Западная фосфорная компания (СЗФК), дочерняя структура холдинга «Акрон», получив лицензию на два рудника - «Олений Ручей» на юго-восточной окраине гор и «Партомчорр» на севере горного массива. 
«Никто не думал, что компания примется за «Партомчорр»: там руда бедная, везти её оттуда невыгодно», - говорит председатель совета Кольского центра охраны дикой природы Виктор Петров. Даже ОАО «Апатит» не стало претендовать на это месторождение. «На наших рудниках содержание полезного компонента - 13%, а на «Партомчорре» - 6-8%», - пояснил главный обогатитель ОАО «Апатит» Александр Калугин.
Экологи, десять лет мечтавшие о создании национального парка «Хибины», думали, что они успеют добиться придания статуса национального парка для данного района гор. В этом случае рудник остался бы за пределами парка, но дорогу и линию электропередач предпринимателям пришлось бы вести в обход.
В декабре правительство России утвердило Концепцию развития особо охраняемых территорий, в соответствии с которой до 2015 года намечено создание национального парка «Хибины». Однако в конце марта 2012 года руководство СЗФК заявило, что уже этим летом будет прокладывать к руднику дорогу, и самый дешевый вариант - это посередине гор, с юга на север, по той самой тропе, где обычно идут туристы.
Туристам на такую трассу вход будет закрыт. «Прокладка коммуникаций неизбежно приведёт к деградации и гибели экосистем, замусориванию территории и потере привлекательности для туристов, - комментирует ситуацию руководитель Баренцевоморского отделения WWF России Олег Суткайтис. - После этого создание национального парка станет невозможным: туристическая привлекательность является одним из важнейших требований, предъявляемых к территориям национальных парков».
Экологи пытались добиться встречи с бизнесменами последние полгода. «Но они переносили заседание под разными предлогами, клятвенно обещая, что без обсуждения с общественностью они ничего не решат», - говорит Виктор Петров. Пока что защиты от дороги нет, говорят экологи: чтобы создать нацпарк, необходимо два года на подготовку всех документов. Трасса к тому времени уже будет построена.
Впрочем, оказалось, что бизнесмены ещё не утвердили маршрут дороги. По крайней мере, добиться от них определенного проекта строительства не смогли ни областные депутаты, ни чиновники из правительства. «В самой СЗФК еще не определили, как они будут вести дорогу, - пояснил и. о. председателя комитета промышленного развития, экологии и природопользования Мурманской области Алексей Смирнов. - Самый короткий путь и экологичный - до железной дороги. Но компании это невыгодно, так как надо будет строить два пункта перегрузки руды. Можно обогнуть горы с северо-востока. Но там расположены «лосиные ясли»; кроме того, будет закрыт выход к озеру. Также этот путь самый длинный». Смирнов отметил, что, на его взгляд, лучший вариант - это через перевал, ведущий на восток, к озеру Умбозеро. «Идеально, если это будет туннель в горах», - добавляет он, поясняя, что руководство компании также склоняется к этому маршруту, но тратить средства на туннель не желает. Однако в этом случае от горного массива будет «отсечена» внушительная часть. И, кроме того, указанный перевал - самый удобный путь для туристов, которые решили пройти горы насквозь и повернуть к озеру.
Чиновник не скрывает, что прибыль для области от работы рудника будет существенно выше, чем от туризма.
Между тем именно от его комитета зависит дальнейший статус гор. Если национальный парк имеют право создавать лишь федеральные власти, то областные могут сделать территорию природным парком (этот статус, в отличие от нацпарка, не позволяет наладить организованный туризм). «Решено, что в 2012 году эта территория будет зарезервирована под создание природного парка, - подтверждает Смирнов. - Но мы не можем ущемлять интересы предпринимателей: они получили лицензию от государства и обязаны разрабатывать рудник. Поэтому мы ждем от них конкретного проекта строительства дороги и уже затем будем проверять его на соответствие законодательству».
Депутаты областной думы провели заседание рабочей группы, созданной депутатами специально для поиска компромисса. «Это было тяжелое заседание, - подтвердила председатель комитета по экологии и охране окружающей среды облдумы Наталья Лещинская, возглавившая рабочую группу. - Но главное, что обе стороны получили площадку для обсуждения и начали общаться».
Но депутаты тоже не смогли добиться от СЗФК плана развития дороги.
«Я даже сказала им - это у вас военная тайна? Но если вы пойдёте против законодательства, если дорога будет на месте, где растут краснокнижные травы, то в итоге это окажется пустая трата времени и средств, - говорит Лещинская. - В итоге экологи пообещали подать в прокуратуру заявление с просьбой проверить выданную компании лицензию на разработку рудника. А мы решили создать при правительстве области рабочую группу по подготовке к резервированию территории под парк. Ожидается, что группа сформируется уже в начале мая».
В настоящий момент все, кто связан с туризмом в Хибинах, надеются на положительное разрешение конфликта, но пессимизм преобладает. «Дорогу все равно построят. Рудник вскоре истощится, а природа будет загублена», - говорит Коняев. У него рядом с горами база и десяток снегоходов для туристов, и если будет создан парк, то ему будет закрыт доступ в горы. «Но я готов пойти на это: главное, чтобы природа сохранилась», - добавляет он.

www.gazeta.ru.

Поделиться:

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

16:19В филармонии Мурманска на концерте «Есть только миг...» зазвучит орган

14:01За сутки в Хибинах сошли четыре лавины

13:47В Териберке потушили авто

13:3240-летнюю мурманчанку поймали на фиктивной прописке гражданки Киргизии

13:19В Ковдоре на Ленина ликвидировали возгорание в гараже

11:15В Мурманске состоится конкурс ансамблей бального танца «Февральские вьюги»

10:04В детско-юношеской библиотеке Мурманска пройдет День открытых дверей

08:45На Кольском полуострове ожидается до -17° и снег

17:24Катеру Северного флота в торжественной обстановке дали имя Валерия Федянина

16:40В Полярном 10 пожарных потушили квартиру

15:24Под Североморском КамАЗ вылетел в кювет, есть пострадавшие [видео]

14:26Празднование 100-летия РККА на Северном флоте продолжится до 25 февраля

13:09Житель Апатитов выбежал из горящей квартиры, оставив за дверью кошку

12:26В мурманском ДК им. Кирова пройдут «Кадетские игры»

11:57Ксения Собчак ответила на вопросы жителей Мурманска и области

11:11Зрителей театра кукол Мурманска научат уникальному устному счету

10:31Шесть команд сыграют сегодня в «КВН в погонах» в Мурманске

09:22Фотографии животных на войне в частях Карельского фронта выставят в музее Мурманска

17:40В Мурманске стартует конкурс авторской песни «Маленький фонарщик»

16:34Мурманская филармония приглашает на концерт «От Баха к современности»

14:0110-летний мальчик госпитализирован после прыжка с крыши в Апатитах

13:36В Мурманске девушка угрожала зарезать 49-летнюю соседку

13:07В Мурманской области вертолёт с пассажирами столкнулся с деревом

12:18Режим работы Почты России в Мурманской области в праздничные дни

Все новости