15:0618.04.12

Северный морской путь (СМП) был значимым и остается значимым в развитии России

Северный морской путь (СМП) был значимым и  остается значимым в развитии России

Об этом ИА «Nord-news» сказал секретарь Общественного совета по вопросам безопасного использования атомной энергии в Мурманской области Сергей Жаворонкин. «Неслучаен и давний интерес к СМП в других странах, причём ещё в давние времена», - отметил он.
«Возрастание роли СМП в настоящее время связано, конечно же, с энергетической и транспортной составляющей. Прирост нефтяных и газовых активов России связывают с шельфом Арктики, а транзитом по СМП заинтересованы европейские страны, - говорит Сергей Жаворонкин (фото). - Но и использование Северного морского пути как магистрали, так и добыча на шельфовых морях углеводородов - это серьёзные риски и, прежде всего, экологические.
«Новое освоение» русского Севера должно вестись с доминирующим участием государства с учётом исторического опыта. Освоение сложного и в тоже время важного региона страны - это комплексная, многопрофильная задача и управление этим освоением должно осуществляться отдельным органом.
Наши предшественники это понимали, и не случайно Главное управление Севморпути организовывалось при Совнаркоме СССР, потому его полномочия были обширны. С 1934 года объём полномочий и поле деятельности были максимально расширены. Главсевморпути было поручено поднять экономику районов, прилегающих к арктическим морям. Зона ответственности была определена от Баренцева моря до 62 параллели на востоке в Анадырском заливе. Практически все хозяйственные организации на означенной территории были отданы в ведение ГУСМП, а с 1936 г. Управление начало заниматься еще и вопросами торговли и заготовок в Заполярье. ГУСМП стало крупным административным комплексом, отвечающим за транспортную, промышленную, торговую и научную сферы, и ведало территорией, равной одной трети Советского Союза.
Каким должен быть Северный морской путь как транспортная магистраль? Я согласен полностью с Артуром Чилингаровым, заявившим, что Севморпуть должен стать национальной магистралью России.
Убеждён, что для снижения рисков освоения шельфовых месторождений углеводородов и обеспечения бесперебойной работы национальной магистрали необходимо развитие ледокольного флота и, прежде всего атомного, доказавшего в самых критических ситуациях по обеспечению транспортировки грузов надежность и эффективность».

Поделиться: