10:5928.04.12

«Айсберги» на пути законопроекта о Северном морском пути

«Айсберги» на пути законопроекта о Северном морском пути

Законопроект о Северном морском пути обсудили на парламентских слушаниях в Совете Федерации 24 апреля. Он практически готов к рассмотрению во втором чтении в Государственной Думе, но отдельные его положения по-прежнему вызывают споры. Второе чтение законопроекта запланировано на май 2012 года.
Как сообщает Анна Киреева, по словам первого заместителя руководителя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Александра Матвеева, главная задача при принятии законопроекта «обеспечить защиту национальных интересов России в условиях попыток интернационализировать акваторию Арктики».
Матвеев считает, что законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути» вызвал неоднозначную реакцию прежде всего, потому, что «рассматривает СМП не как исторически сложившуюся национальную единую транспортную коммуникацию Российской Федерации, а как просто акваторию».
Кроме того, споры вызывают положения, согласно которым границы Северного морского пути (СМП) предоставлено определять решением правительства, а не самим законом, а также положение об Арктическом сборе, которое «ударит по российским перевозчикам и удорожит северный завоз».
«Необходимо четко прописать в законе статус СМП, а также положение об Администрации СМП. Такую государственную организацию предполагается создать согласно данному документу», - цитирует сенатора официальный сайт Совета Федерации.
Заместитель начальника Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России Виталий Клюев отметил, что документ возродит федеральное государственное учреждение Администрация Северного морского пути. У него будут административные функции по организации ледокольной и лоцманской проводке, обеспечению радиосвязи, руководству мероприятиями по предотвращению загрязнения морских акваторий, организации поиска и спасения, гидрографическое обеспечение.
Клюев отметил, что на работу Администрации Минфин готов изыскать в бюджете 27 миллионов рублей.
Ссылаясь на Конвенцию ООН по морскому праву, Клюев подчеркнул, здесь что не может быть никаких ограничений судоходства, - судно любой страны может пользоваться акваториями бесплатно.
Этот тезис представителя Минтранса вызвал дискуссию среди экспертов. Отмечалось, что вне зависимости от того, будут ли свободно пользоваться другие страны Северным морским путем или нет, в первую очередь, он нужен России, и развивать его и инфраструктуру все равно придется. Многие, участники слушаний настаивали на необходимости арктического или корабельного сбора.
В то же время, многие участники дискуссии считают, что продавать надо не короткий путь по морю, а услуги по лоцманскому и ледокольному сопровождению судов, а также услуги развитой инфраструктуры.
Клюев уверен, что создание СМП не слишком выгодно, «поскольку Россия будет вынуждена обеспечивать транзитные иностранные суда связью, работой метеорологических и гидрографических служб, и службами спасения, не получая платы, как это следует из международной Конвенции».
Однако многие участники дискуссии с ним не согласились. Так, директор Центра экономики Севера и Арктики, Совета по изучению производительных сил Минэкономразвития и РАН Александр Пилясов отметил, что «В краткосрочной перспективе мы действительно можем не получить выгоды, но в долгосрочной - она несомненна», - сказал он. Эксперт считает, что необходимо учитывать реалии глобального потепления, в результате которого льда становится все меньше.
«Растет доступность этого пути, и растут аппетиты по его интернационализации. В этих условиях очень важно, чтоб Россия могла предложить, или даже навязать такой сервис, чтоб это было выгодно», - подчеркнул Пилясов.
Участники дискуссии отмечали, что способствовать большему контролю России за проходом через СМП могут ужесточения правил соблюдения экологических норм, строгость регламента по «доведению судов до ледоходного состояния», требования к квалификации команды и ее навыкам работы в северных широтах и многое другое. Отдельно обсуждался вопрос о возможности введения законодательно правила обязательного ледокольного сопровождения и использования специального гидрометеообслуживания, а также обязательных правил страховки судов и их спасения.
По мнению советник генерального директора - главного морского инспектора ОАО «Совкомфлот» Михаила Суслина, Россия должна активнее разрабатывать собственные национальные правила использования СМП. Пока международные организации только обсуждают Кодекс полярного судоходства, движение судов будет осуществляться по правилам, которые предложит Россия.
Отмечалось, что российские суда, обеспечивающие северный завоз, должны быть освобождены от сборов, если таковые будут введены законом. Кроме того, им необходимо предоставить льготные тарифы по ледокольному сопровождению.
По словам заместителя генерального директора ФГУП «Атомфлот» Мустафы Кашки, стоимость строительства нового двухосадочного атомного ледокола, который должен быть заложен в 2012 году, составит 36 миллиардов рублей.
Напомним, что Россия планирует построить не менее трех атомных двухосадочных ледоколов, однако стоимость головного проекта постоянно растёт, а начало строительства откладывается. В сентябре 2010 года генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Вячеслав Рукша заявлял, что после завершения техпроекта цена ледокола увеличилась с 17 до 24-25 миллиардов  рублей. При этом он обозначил срок ввода судна в эксплуатацию 2016 годом.
По словам Кашки, при условии закладки в текущем году новый ледокол сможет выйти в море лишь в 2018 году. Между тем, в ближайшие годы арктический флот России столкнется с нехваткой атомных ледоколов, отметил далее заместитель генерального директора «Атомфлота».
«Несмотря на то, что нам удалось продлить ресурс части судов, уже в следующем году будет полностью израсходован ресурс ледокола «Россия» и потребуется продление ресурса еще нескольких судов», - пояснил он. В 2010-2011 гг. количество грузов, провезенных в сопровождении ледоколов «Атомфлота», возросло почти в восемь раз. При этом, как подчеркнул Кашка, активность иностранного бизнеса в арктических водах растет.
К сожалению, на слушаниях в Совете Федерации совсем не рассматривался вопрос экологической безопасности. По словам координатора международных проектов Объединения Беллона Игоря Кудрика, на сегодняшний день на трассе СМП существует минимальная инфраструктура. Потребуются огромные вложения, чтобы обеспечить, в том числе, ликвидацию аварийных разливов.
«Увеличение объема грузопотока обязательно повлечет за собой аварийные ситуации. Сколько это будет стоить в суровых климатических условиях Арктики не знает никто, - думаю, что не мало. Если эту стоимость переложить на плечи грузоперевозчиков, то СМП может быть не выгоден», - считает эксперт.
Кудрик уверен, что необходимо провести оценку воздействия на ранимую окружающую среду Арктики интенсивного движения судов.
«Беллона всегда стояла на позициях того, что Арктику нельзя рассматривать как объект для интенсивного ведения промышленной деятельности. Это касается всех арктических стран. Арктика и арктические моря - самые чистая часть нашей планеты, и такой она должна оставаться», - уверен эксперт Беллоны.

Поделиться: