09:0805.05.12

Севморпуть - ожидание новых ледоколов затягивается

Севморпуть - ожидание новых ледоколов затягивается

Как ИА «Nord-news» уже сообщало, один из флагманов российского судостроения Балтийский завод объявил, что готов к возобновлению строительства атомных ледоколов нового поколения. Верфь планирует принять участие в тендере на сооружение атомохода мощностью 60 МВт, который готовится провести госкорпорация «Росатом». К 2020 году планируется построить три атомных ледокола, первый из которых предполагается спустить на воду в 2016 году. Каждое судно рассчитано на 40 лет работы в высоких широтах.
Строительство атомных ледоколов даст возможность на новом уровне освоить Северный морской путь (СМП), открыть его для международного коммерческого мореплавания. Это главная судоходная магистраль России в Арктике. Его протяженность от Карских Ворот до бухты Провидения - 5600 км, или 3023,76 морских миль. Особое значение СМП имеет для обеспечения жизнедеятельности арктической зоны России, где проживает свыше 1 млн человек.
Одна из проблем, препятствующих активной эксплуатации этого маршрута, - короткая навигация, которая длится от 2 до 4 месяцев. И тем не менее Россия намерена сделать СМП международным торговым маршрутом. «Мы превратим Северный морской путь в ключевую мировую транспортную морскую артерию», - сказал на международном арктическом форуме в Архангельске глава правительства России Владимир Путин.
Через Арктику проходит кратчайший путь из Европы в Азию. Так, расстояние от Мурманска до Владивостока по сравнению с путем через южные моря сокращается в два раза. Время в пути контейнеровозов на линии Гамбург - Иокогама составляет 10 суток, а на линии Печенга - Иокогама - 12.
В ближайшем будущем Северный морской путь способен составить конкуренцию основным морским торговым путям. Возрождение и развитие Севморпути позволит государствам и частным компаниям получить значительные экономические выгоды при транспортировке грузов из Европы в Азиатско-Атлантический регион и обратно. К тому же в Арктике практически исключено появление пиратов, которые в последнее время доставляют много неприятностей морским перевозчикам. В сущности, правительство ведет речь о воплощении в жизнь третьего крупнейшего в мире транспортного проекта наряду с Суэцким и Панамским каналами.
Ведущие роли в реализации планов правительства по возрождению СМП отведены Минтрансу и Росатомфлоту. Это указано в Транспортной стратегии России до 2030 года, подготовленной Минтрансом. В Сибири приоритетное значение получит развитие евро-азиатских коммуникаций и возрождение Северного морского пути, говорится в документе. Включение Севморпути в приоритеты Транспортной стратегии России во многом обусловлено перспективой роста перевозок в результате освоения новых нефтегазовых месторождений на полуострове Ямал, в бассейнах Оби, Енисея, Лены, в районе Баренцева моря.
Транспортники считают, что для надежного ледокольного обеспечения работы Севморпути необходимо иметь в Арктике минимум 6 атомных и 4 дизельных линейных ледокола.
90-е годы Севморпуть пережил с трудом. Морские пароходства, за исключением Арктического, были акционированы. Все арктические порты, за исключением акционированного порта Певек, перешли в ведение субъектов Федерации. Эти реформы довольно негативно отразились на состоянии российского Севера. Значительная часть созданных здесь производств была свернута, объёмы перевозок по Севморпути сократились в четыре раза. Часть транспортных судов ледовых категорий была выведена из эксплуатации, а нового пополнения почти не было.
А между тем морской транспорт в Заполярье является практически безальтернативным и наиболее эффективным способом завоза техники и технологического оборудования, энергоносителей, промышленных товаров, продовольствия, необходимых для функционирования территориально-производственных комплексов, расположенных в прибрежной зоне арктических морей, и жизнеобеспечения проживающих в этой зоне людей.
С 2010 года по Севморпути возобновилась сквозная коммерческая проводка судов атомными ледоколами. Трудность ее заключается в том, что дизельным судам пока негде осуществлять дозаправку. Поэтому перспектива возобновления строительства атомных ледоколов на Балтийском заводе способна открыть новую страницу в истории Севморпути, который получит современный атомный флот, способный осуществлять круглогодичную навигацию в российской Арктике.
Сегодня Балтийский завод, на котором были построены все советские атомные ледоколы, за исключением самого первого ледокола «Ленин», находится в доверительном управлении Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), объединяющей почти 70% российского судостроительного комплекса. Большая часть заводского коллектива перешла на работу во вновь зарегистрированное юридическое лицо - ООО «Балтзавод-судостроение», которое начало выполнять новые заказы и получать финансирование.

ТПП-Информ.

 

 

 

 

 

 

 

Поделиться: