08:3512.05.12

Во льдах забытый путь

Во льдах забытый путь

Правовой статус Северного морского пути - главного транспортного коридора Арктики - может быть изменён законодательно. Соответствующий проект будет рассмотрен Государственной Думой уже в этом месяце. Ряд норм этого документа вызывает принципиальное возражение, в том числе среди экспертов и членов профильного комитета Совета Федерации. Некоторые опасаются, что акватория Арктики с его принятием и вовсе превратится в «проходной двор». Одна из претензий заключается, например, в том, что из текста Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» предлагается исключить определение Северного морского пути как исторически сложившейся национальной единой транспортной коммуникации России.
Не ясно, как быть с арктическим корабельным сбором, который, несомненно, ударит по российским перевозчикам и удорожит северный завоз.
Ещё один камень преткновения - создание администрации Северного морского пути в форме государственного учреждения. Согласно закону это будет федеральное учреждение, наделённое административными функциями по организации ледокольной и лоцманской проводки, обеспечению радиосвязи, руководству мероприятиями по предотвращению загрязнения морских акваторий, организации поиска и спасения.
Правительство, которое выступает инициатором законопроекта, ко второму чтению готово учесть некоторые предложения, в том числе исходящие от Совета Федерации. Некоторые опасения экспертов были развеяны во время парламентских слушаний, которые состоялись в Совете Федерации. На возрождение администрации Севморпути Министерство финансов готово изыскать в бюджете 27 миллионов рублей. Фактически это снимает вопрос о введении корабельного сбора в ближайшем будущем. Это также смягчает противоречие с международным морским правом, согласно которому судно любой страны может пользоваться акваториями бесплатно.
Конечно, для России подобная щедрость чревата дополнительными нагрузками. Ведь именно нашей стране придётся и дальше обеспечивать транзитные иностранные суда связью, работой метеорологических и гидрографических служб и службами спасения, не получая платы.
Интерес к Северному морскому пути в последние годы возрос. Только за последние два года количество грузов, провезённых в сопровождении ледоколов, возросло почти в восемь раз. Однако ресурсы этого флота почти на исходе. Так, в следующем году спишут ледокол «Россия», ещё нескольким кораблям будут вынуждены продлить срок службы. Смена будет готова не раньше 2018 года. Строительство нового ледокола, на которое потребуется более шести лет, закладывается только в этом году. Зато по техническим характеристикам будущий корабль будет превосходить все имеющиеся сегодня в России. Его стоимость составит 36 миллиардов рублей.
Полярное судоходство будет изменяться не только согласно поправкам российского законодательства. Сейчас полным ходом идёт работа над специальным международным кодексом, регулирующим эту сферу. Однако несколько лет в запасе у России всё же есть. И нашей стране следует активнее разрабатывать собственные национальные правила использования Северного морского пути, сообщает pnp.ru.
Юрий Неёлов, член комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера:
«В последние годы Северный морской путь привлекает к себе всё больше внимания. Отрадно, что дело не ограничивается только разговорами об исторической значимости этой транспортной артерии и её экономическом потенциале. Предприняты реальные меры по возрождению Севморпути.
Во многом это объясняется реализацией сразу нескольких крупных проектов, например освоением крупнейших месторождений полуострова Ямал, таких как нефтегазоконденсатное месторождение «Бованенковское» и Южно-Тамбейское газовое, а также строительство завода по сжижению газа в рамках проекта «Ямал СПГ».
Всё это требует создания крупной транспортной инфраструктуры, ключевым звеном которой станет Северный морской путь. Для его возрождения понадобится восстановить порты, большинство из которых пришло в запустение, метеостанции, маяки, обновить ледокольный флот.
Без сомнения, правовой статус Северного морского пути, учитывая международную ситуацию и возросший интерес к Арктике, будет меняться. И этих перемен не нужно бояться. Другое дело, что при всех преобразованиях мы не можем жертвовать своими национальными интересами».

Поделиться: