09:0414.05.12

На каком месте в российском инвестиционном атласе будет Мурманская область?

На каком месте в российском инвестиционном атласе будет Мурманская область?

Чиновники определят места, где новые дороги и мосты нужны в первую очередь, сообщает mn.ru. Министерство экономического развития собирается создать атлас инфраструктурной обеспеченности регионов. Новая информационная система, в которую будут стекаться все статистические данные, поможет чиновникам сформировать перечень «узких мест». Впрочем, эксперты уверены, что сильно улучшить ситуацию с инвестициями таким способом нельзя. Деньги идут туда, где местные власти прикладывают для этого усилия.
Минэкономразвития заказало разработку информационной системы по оценке инфраструктурной обеспеченности регионов. Необходимость технологической новинки за 7 млн рублей чиновники объясняют тем, что в субъектах Российской Федерации сложились глубокие инфраструктурные разрывы. Неразвитость инфраструктуры является барьером, который негативно влияет на конкурентоспособность и инвестиционную активность. 
Управляющий директор «Деловой России» Николай Остарков согласен с таким посылом чиновников: «Сейчас во всем мире идет борьба за инвесторов. Но они предпочитают приходить с крупными проектами, например, строительства завода, туда, где уже есть готовая площадка - построены дороги, подведены коммуникации, есть рабочая сила. В разных регионах возможности предоставить инфраструктуру для бизнеса очень разные». 
Новая система должна помочь найти точки, где обновление инфраструктуры принесет максимальный инвестиционный эффект. Проще говоря - где на новые дороги и мосты будет наибольший спрос. В систему будут стекаться данные из различных источников - Росстата, Федерального казначейства и разрабатываемой в Минэкономразвития Автоматизированной системы мониторинга и прогнозирования социально-экономического развития России. По каждому региону будет доступна информация об инфляции, инвестициях в основной капитал, экономической динамике, минерально-сырьевых ресурсах, состоянии потребительского сектора и т.д. Все это система должна будет преобразовать в атлас инфраструктурной обеспеченности субъекта, который поможет увидеть уровень разрывов и просчитать необходимый объем инвестиций. Согласно условиям контракта готова чудо-система будет уже через 5,5 месяца.  
Эксперты согласны с тем, что нужно сглаживать экономическое неравенство между российскими регионами. Сейчас примерно 40% российского ВВП создается всего в пяти регионах. Это Москва, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ, Тюменская область и Ямало-Ненецкий автономный округ. Там же базируется большинство крупнейших корпораций страны. 
Но сами по себе информационные потоки вряд ли изменят ситуацию с инвестициями. «Структурированная информация всегда очень важна, но я не очень понимаю связь между подобным атласом и привлечением инвесторов для частно-государственного партнерства», - комментирует инициативу чиновников директор региональных программ Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. В каждом регионе и так отлично знают, чего им не хватает и сколько нужно привлекать средств, чтобы это изменить. «Проблема в другом. Бизнес не всегда активно идет на партнерство с государством. Крупные инфраструктурные проекты означают, что будет долгий период окупаемости. Но государство у нас такое - сегодня пообещало, а завтра отказало», - объясняет Зубаревич. 
У предпринимателей свои претензии к этому механизму. «Бизнес с удовольствием пошёл бы в совместные проекты с государством, потому что они дают бюджетные гарантии. Но зачастую происходит так, что самые лакомые кусочки остаются для своих. Если система будет более прозрачной, то бизнес пойдет в какой угодно регион», - рассказывает Остарков. А прозрачность системы зачастую зависит от конкретного главы региона. «Если первое лицо реально настроено привлекать средства бизнеса в экономику и создает для него все условия, то бизнесмены идут. Отличный пример в этом плане - Калужская область, которая благодаря усилиям местных властей превратилась в автомобильный кластер», - говорит Остарков. Поэтому нужно оценивать деятельность глав регионов не по результатам правящей партии на выборах, а по количеству привлеченных инвестиций на федеральном уровне. В противном случае ждать, что механизм частно-государственного партнерства заработает, не стоит, предупреждает эксперт.
Проблема дорожной инфраструктуры остра и в Мурманске. Как мы уже сообщали, на прошлой неделе властный тандем Веллер-Сысоев провели брифинг, во время которого рассказали о начале ремонта дорог областного центра в 2012 году. По словам Алексея Веллера, есть возможность дополнительно привлечь для этой цели около 50 миллионов рублей, что соответствует 2,5 километра городского шоссе. Руководители города-героя рассказали журналистам, почему нет возможности отремонтировать «Ленинградку» и Нижнеростинское шоссе. В первом случае дорога не принадлежит городу, во втором - на ремонт в городском бюджете нет необходимых 500 миллионов рублей.
Любопытно, что во время брифинга тандем не рассказал о судьбе строительства второй очереди моста через Кольский залив, который посредством путепровода должен был соединить левый берег залива с «Ленинградкой», о чём несколько лет назад неоднократно заявлялось властями разных уровней.

Поделиться: