17:0617.05.12

Они придут к вам: огромные суммы долгов в ЖКХ привлекают коллекторские агентства

Они придут к вам: огромные суммы долгов в ЖКХ привлекают коллекторские агентства

Коллекторским агентствам становится все труднее увеличивать бизнес за счёт банков, поэтому они ищут новые ниши: уже около 30% их портфелей составляет задолженность по оплате коммунальных услуг, сообщает www.dp.ru. Объём задолженности по плате за жилищно-коммунальные услуги на Северо-Западе по итогам I квартала 2012 года вырос на 10% и составил 75 млрд рублей. Такие данные приводятся в материалах коллекторского агентств  «Morgan & Stout». Темпы роста задолженности по СЗФО ниже общероссийских показателей: рост долгов по ЖКХ по России в I квартале 2012 года составил 12% и достиг 500 млрд рублей. «Локомотивом роста выступили долги за тепло, горячую воду и электроэнергию. Траты на их потребление составляют около 70% общих затрат на услуги ЖКХ», - поясняет Антон Дианов, генеральный директор «Morgan&Stout».
По его словам, в Петербурге и Ленобласти взыскивать долги в сфере ЖКХ удается более эффективно, чем в более проблемных регионах: Республике Коми и Архангельской области, для которых характерен высокий и многолетний уровень задолженности.
Банковский рынок стабилизировался, коллекторы ищут новые ниши, рассказывает генеральный директор Центра развития коллекторства Дмитрий Жданухин. По его словам, сегодня доля задолженности по услугам ЖКХ в портфелях коллекторов достигает 30%.
«Долги по ЖКХ - привлекательный сегмент, потому как их проще взыскивать, выезды выходят более рентабельными. Ведь коллектор, выезжая на адрес, сразу может обратиться к нескольким должникам, живущим, например, в одном доме», - говорит Дмитрий Жданухин. Коллекторским агентствам удается вернуть 40-50% долгов по ЖКХ, тогда как на банковском рынке возврат долгов по кредитам не превышает 20-25%. Правда, по сравнению с банковским бизнесом сфера ЖКХ для коллекторов менее прибыльна. Так, по словам Дмитрия Жданухина, комиссия коллекторов в сфере ЖКХ составляет 10-30%, в то время как за выбивание банковских долгов они получают 25-40%.
«Причины роста задолженности по услугам ЖКХ остаются традиционными: низкий уровень восприятия жилищно-коммунальных услуг как товара, который необходимо своевременно оплачивать», - говорит Антон Дианов.
Схема сотрудничества мало чем отличается от работы, например, с банковскими долгами. «В ходе переговоров с потенциальными клиентами коллектор выясняет сумму проблемных долгов, срок просроченной задолженности, географию долгов, тип должника. Нижняя планка агентской комиссии не ниже 12%», - рассказывает Антон Дианов. По его словам, основные партнеры коллекторов по ЖКХ - это поставщики ресурсов (тепло, электроэнергия, вода), а также крупные управляющие компании.
Дмитрий Жданухин рассказывает, что основная сложность рынка задолженности по услугам ЖКХ заключается в работе с корпоративными должниками - управляющими компаниями. «Такие долги очень сложно возвращать, потому как зачастую управляющая компания исчезает, появляется новое юридическое лицо с прежним составом учредителей», - сетует он. Сейчас на данном рынке появляется все больше коллекторов, причем иногда они мешают друг другу. «Зачастую бывает так, что газовая компания нанимает своего коллектора, электросбытовая - своего», - говорит Дмитрий Жданухин.
Как правило, эффективнее на рынке задолженности по оплате услуг ЖКХ работают региональные коллекторы: они лучше знают специфику своего небольшого рынка, и им проще выезжать на адреса для переговоров с должниками.
«Перспективы рынка задолженности по ЖКХ для коллекторов довольно высоки. Рынок интересен прежде всего за счет своих огромных объемов. Поэтому стоит ожидать дальнейшей активизации долговых агентств в сфере ЖКХ, - говорит Антон Дианов. - Ведущие коллекторские агентства уже накопили необходимый опыт работы с долгами по ЖКХ. Технологическая и ресурсная база также позволяет помогать клиентам в вопросах монетизации долгов».

Поделиться: