16:0518.05.12

Коллекторы охотятся за должниками в социальных сетях

Коллекторы охотятся за должниками в социальных сетях

Российские банки используют возможности социальных сетей для решения проблем с долгами по кредитами, сообщает mn.ru. Обычно должника просто ищут по имени, а недавно обнаружена попытка привлечь к поискам и пользователей сети. Банк ТКС сделал рассылку по всему контакт-листу одного из своих должников с просьбой помочь в поиске. Таким образом, он нарушил правила соцсети, но заемщик, поясняют юристы, может привлечь банк к ответу лишь за обвинение в мошенничестве. 
Служба взыскания задолженности «ТКС-банка» («Тинькофф Кредитные системы»), обнаружив должника в «Одноклассниках», разослала по всему его контакт-листу сообщение следующего содержания: «По подозрению в совершении мошеннических действий в отношении банка, а также в злостном уклонении  от уплаты кредиторской задолженности разыскивается... (далее следует полное имя неплательщика). Ему необходимо срочно связаться с банком. Начата процедура принудительного взыскания долга, а также готовится заявление в ОВД. Пожалуйста, сообщите его контактный номер телефона. Заранее благодарим за содействие».
В банке такой инструмент борьбы с неплательщиками стали использовать недавно. «Коллекторы банка тестируют новые формы борьбы с неплатежами. Под  тест попадают люди, которые ведут себя как типичные мошенники». То есть неоднократно не платят по кредиту и не реагируют на обычные в таких случаях уведомления - sms, сообщения по электронной почте, по телефону. «Поскольку такой клиент подозревается в мошенничестве, коллекторы пишут заявление в полицию и предпринимают меры по розыску неплательщика, в том числе через знакомых ему людей», - рассказали в банке.
Сам заемщик не признает себя злостным неплательщиком и уверяет всех через Twitter, что лишь один раз на месяц просрочил платеж по кредитной карте с лимитом в 15 тысяч рублей. Независимо от того, насколько это верно, возникает вопрос о правомерности использования подобных способов борьбы с должниками. Как выясняется, банк в данном случае нельзя обвинить в нарушении конфиденциальности информации о клиенте, поскольку, говорят юристы, в разосланном по контакт-листу сообщении содержатся только личные данные, и без того известные адресатам. «В этом отношении со стороны банка все абсолютно законно»,  - говорит управляющий партнер адвокатского бюро «Леонтьев и партнеры»  Вячеслав Леонтьев.
Если заемщик говорит правду, то он  имеет полное право обратиться к кредитной организации с претензией в досудебном порядке и потребовать, чтобы «банк удалил подобную информацию из общего доступа или официально извинился, в случае отказа урегулировать конфликт таким образом, потребитель может обратиться в суд и если докажет факт нанесения морального ущерба, то скорее всего выиграет разбирательство», поясняет председатель московской коллегии адвокатов «Арутюнов и партнеры» Александр Арутюнов. Правда, компенсация за это по российскому законодательству ничтожно мала, она  не превышает 2-3 тысячи рублей, в то время как судебные издержки, по словам юриста, обойдутся гораздо дороже. «Российские потребители не очень хорошо защищены от подобных ситуаций. Ранее велся разговор о том, чтобы увеличить размер компенсации, но так ничего и не изменилось», - признает Арутюнов.
«ТКС-банк» нарушил правила соцсети «Одноклассники», где прямо говорится, что нельзя «использовать сайт для целей поиска и подбора персонала, размещения резюме, поиска должников или иных подобных целей». Но за это теоретически грозит лишь блокировка аккаунта сотрудника коллекторской службы  банка, рассылавшего сообщения.
Участники банковского и коллекторского рынка не одобряют метод, используемый «ТКС-банком», и сомневаются в его эффективности.
«Мы отрицательно относимся к подобным инициативам банков. При решении вопросов о взыскании задолженности мы обращаемся напрямую к заемщику или к тем лицам, которые обязаны знать о возникшей просрочке - созаемщикам, поручителям, но не к родственникам, друзьям, знакомым должника», - говорит начальник управления по работе с просроченной задолженностью банка «Петрокоммерц» Станислав Каражас. Его поддерживает Якуб Черник, директор департамента по работе с просроченной задолженностью  банка «Хоум Кредит»: «Мы не используем социальные сети для поиска должников - это малоэффективно, а также противоречит их правилам».  Не видит пользы от использования соцсетей и президент Ассоциации по развитию коллекторского бизнеса (АРКБ) Сергей Рахманин: «Вероятность того, что коллектору известно, в каком институте или школе учился должник, или как фамилии его одноклассников и прозвище первой учительницы, очень мала»,  - говорит эксперт.
Реакция сетевого сообщества на конфликт между банком и клиентом оказалась довольно бурной, в ней участвует через Twitter и председатель совета директоров кредитной организации Олег Тиньков. Это самая громкая история после того, как стало известно о другом нестандартном инструменте, помогающем взыскивать долги, -  анализаторе голоса и эмоционального состояния операторов контакт-центра и должников «Speech Analytics», который дает возможность понять истинность информации, получаемой от заемщика. Применение этого метода сомнительно с точки зрения норм действующего законодательства, но коллекторы не отказываются от ее использования.

Поделиться: