12:5313.06.12

Готовим денежки: осенью в России будет введён утилизационный сбор на автомобили

Готовим денежки: осенью в России будет введён утилизационный сбор на автомобили

По данным «Коммерсанта», платить его придётся всем импортерам, что приведёт к повышению цен на машины иностранного производства.
Ранее предполагалось, что от оплаты сбора живыми деньгами могут быть освобождены автоконцерны, которые производят автомобили в России, и импортеры, располагающие товаропроводящей сетью или договорами с дилерами не менее чем в 40 субъектах РФ, а также правами на торговую марку автомобиля.
Однако по словам депутата Альфии Когогиной, которая внесла законопроект в Госдуму, «все импортеры автомобилей, вне зависимости о того, какой товаропроводящей сетью они располагают, в любом случае должны будут уплачивать Федеральной таможенной службе утилизационный сбор».
Для новых автомобилей «он будет ниже, чем действующие сейчас ставки таможенных пошлин». Для новых легковых машин сбор составит 20-45 тысяч рублей в зависимости от объема двигателя, для грузовиков - 150-400 тысяч в зависимости от тоннажа. Для подержанных машин ставки будут иметь повышающие коэффициенты.
По мнению президента ГК «Фаворит Моторс» Владимира Попова, выпуск большинства бюджетных иностранных машин уже локализован в России, а на спрос в премиальном сегменте удорожание на 20-45 тысяч рублей влияния не окажет.
По его мнению, сбор в первую очередь резко сократит импорт китайских брендов, «которые имеют конкурентное преимущество именно за счёт низкой цены». Сейчас цена китайских автомобилей составляет в среднем 300-450 тысяч рублей.
Утилизационный сбор в первую очередь серьезно ударит по рынку дешевых подержанных автомобилей, пошлины на которые существенно снизятся после присоединения к ВТО, многие импортеры рассчитывали именно на это, считает Михаил Пак из «Атона».
Импорт подержанных машин частными лицами в страну сильно упал ещё с 2009 года, когда были введены заградительные пошлины, с почти полумиллиона авто в год до нескольких десятков тысяч, пишет «Российская газета».
Новые защитные меры вводятся как барьер на пути автохлама. Считается, что проникновение подержанных автомобилей не только из Европы, но и из Юго-Восточной Азии является угрозой для экологической обстановки в мегаполисах. Более 50% ввозимых подержанных машин не отвечают даже стандарту «Евро-02».
Что касается новых импортных авто, то для них введение сборов будет компенсировано снижением пошлин при вступлении страны в ВТО.
Неизвестно, как отреагируют другие члены ВТО на новую протекционистскую меру. По мнению источников газеты, «сложности по этому вопросу неизбежны» и «есть вероятность, что сбор может быть опротестован через судебный орган ВТО». Неделю назад Еврокомиссия резко раскритиковала ряд последних инициатив России по защите внутреннего рынка, в том числе и проект по утилизационным сборам, предположив, что они могут пойти вразрез с российскими обязательствами по ВТО.
Напомним, что ввести утилизационные сборы предложил Владимир Путин, выступая на апрельском совещании в Тольятти по развитию отечественного автопрома. «Во многих странах такие утилизационные сборы есть, не вижу никаких препятствий, чтобы ввести его в РФ. Он должен распространяться и на импортных производителей, а что касается наших компаний, мы посмотрим, как сформулировать меры их поддержки по этому направлению», - заявил тогда Путин.
Целью законопроекта является определение на законодательном уровне условий обеспечения безопасной утилизации автомобилей категорий M и N (легковых пассажирских автомобилей, грузовых автомобилей и автобусов), впервые выпускаемых в обращение на территории РФ.
После вступления в ВТО Россия должна будет снизить размер импортных пошлин на автомобили с нынешних 30% до 25%, а затем в течение семи лет - до 15%. Утилизационный сбор должен компенсировать снижение этих пошлин. По предварительным подсчётам Минпромторга и Минэкономразвития, сбор за новую легковую машину может составить 20-45 тысяч рублей, за грузовую - в зависимости от категории - от 150 до 400 тысяч рублей.
Импортеры автотранспорта будут платить сбор деньгами, а российские и работающие в России производители лишь предоставят гарантии утилизации своей продукции.

Поделиться: