15:2418.06.12

Налоговую базу для инвесторов, намеревающихся участвовать в долгосрочных рискованных проектах в Арктике, необходимо создавать. Иначе нечего будет регулировать, Валерий Язев

Налоговую базу для инвесторов, намеревающихся участвовать в долгосрочных рискованных проектах в Арктике, необходимо создавать. Иначе нечего будет регулировать, Валерий Язев

18 июня в Государственной Думе РФ под председательством первого заместителя председателя думского комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Валерия Язева состоялось заседание круглого стола на тему: «Законодательное обеспечение регулирования ценообразования на российском рынке нефти и нефтепродуктов».
В своём выступлении парламентарий отметил очевидную важность обсуждаемых на заседании «горячих» вопросов, касающихся цен на нефть и нефтепродукты: «Эти товары пока являются определяющими в нашем внешнеэкономическом торговом обороте и в наполнении бюджета. К тому же, цены на многие другие важные товары, как сырьевые, так и несырьевые, тесно коррелируют с ценой на нефть». С другой стороны, подчеркнул Валерий Язев, мировые цены на нефть формируются не на российских торговых площадках и зависят от многих факторов. Он напомнил опыт последних 15 лет, когда простая манипуляция стратегическими резервами нефти, накопленными в странах Организации экономического сотрудничества и развития, помноженная на паническое поведение бирж, подогретых соответствующим образом средствами массовой информации, может уронить или поднять цены более чем в 3 раза. «Манипулирование ценами на энергоносители, и даже прогнозами их изменений, давно стало инструментом геополитики. За последнее десятилетие в Европе и США принято немало законов, а также заключено международных соглашений, воздействующих на экспортную политику стран, добывающих углеводороды. К этому можно добавить применение экономических санкций, организацию политической дестабилизации и даже прямое военное давление», - констатировал депутат.
Согласно официальным данным, которые он привёл в своём выступлении, с 2000 года цена бензина в России выросла примерно в 5 раз, в США - в 2,5 раза, в Европе - немногим более чем в 2 раза. Тенденция к повышению цены моторного топлива повсеместна.
«Несмотря на то, что экспорт топливно-энергетических товаров в страны дальнего зарубежья в 7,5 раз превышает экспорт в страны СНГ, будет нарастать тенденция увеличения потребления нефтепродуктов на внутреннем рынке и на рынке СНГ с возможным сокращением объемов экспорта в страны дальнего зарубежья», - отметил Валерий Язев. - В этой ситуации у продавцов неизбежно возникнет желание продвинуть цены на топливо к европейскому уровню. Если полностью отдать реализацию биржам и устранить госрегулирование, то неизбежно цены на бензин и дизтопливо устремятся к европейским. Таким образом, госрегулирование цен на нефтепродукты на внутреннем рынке призвано сдержать указанную тенденцию, но при этом сохранить у производителей и ритейлеров экономические стимулы. В противном случае возникнет тотальный дефицит топлива на внутреннем рынке. Кроме того, стоимость перевозок для российских пространств существенно влияет на конкурентоспособность отечественных товаров. И это тоже следует учитывать при выборе и дозировании мер ценового регулирования».
Говоря о следующей составляющей проблемы, а именно, о создании благоприятных таможенных и налоговых условий для освоения труднодоступных месторождений нефти в Арктике, на шельфе, а также для добычи нефти, залегающей в сложных для добычи геологических формациях, Валерий Язев сообщил об ожидаемом к октябрю текущего года завершении разработки системы льгот и преференций. «Ясно, такой механизм будет большим, сложным и поначалу не идеальным. Но базу для инвесторов, намеревающихся участвовать в долгосрочных рискованных проектах, необходимо создавать. Иначе нечего будет регулировать», - подчеркнул он.
Ещё одной составляющей проблемы регулирования ценообразования на внутреннем рынке нефти и нефтепродуктов является обеспечение пополнения бюджета. Снижение таможенных платежей, переход от НДПИ к налогу на добавленный доход, увеличение удельных затрат на добычу нефти уменьшит поступления в бюджет. Эти потери должны быть возмещены увеличением поступлений от деятельности других отраслей, создающих продукцию с высокой добавленной стоимостью. «Быстро перестроить экономику в сторону создания значительного сектора производства инновационной продукции пока не получилось, а чудес не предвидится. Поэтому законодательное регулирование цен должно учесть как обеспечение наполнения бюджета, так и осуществление комплексных мер, благоприятствующих развитию не топливно-энергетических отраслей. - подчеркнул парламентарий. - Таким образом, мы имеем сложнейшую задачу, в которой участвуют инвесторы, производители нефти и нефтепродуктов, потребители, продавцы и государство. При этом некоторые риски и вызовы находятся вне государственного регулирования. Интересы участников этого рынка зачастую противоположны, а потому и государственное регулирование должно быть системным, аккуратным, дальновидным, мудрым и адекватным реальной ситуации».

Поделиться: