14:3221.06.12

Дочь лётчика Евгения Скопинцева увидела самолёт, на котором в годы Великой Отечественной войны летал её отец

Дочь лётчика Евгения Скопинцева увидела самолёт, на котором  в годы Великой Отечественной войны летал её отец

ИА «Nord-news» уже сообщало, что сегодня, в канун Дня памяти и скорби, под Мурманском со дна озера Кривое поднят самолет Ил-2. В годы Великой Отечественной войны он входил в состав 46-го штурмового авиаполка военно-воздушных сил Северного флота. 25 ноября 1943 года из-за повреждений, полученных в воздушном бою, штурмовик не дотянул до своего аэродрома около трех километров и произвёл посадку на замерзшее озеро. Лётчик младший лейтенант Скопинцев Валентин Михайлович и воздушный стрелок краснофлотец Гуменный при посадке не пострадали.
Ил-2 был обнаружен в 2011 году. Спустя год началась подготовка к подъёму.
25 ноября 1943 года - один из 1419-ти дней Великой войны, войны народа великой страны за свое Отечество....
Из сводки Совинформбюро: «В течение 25 ноября севернее и юго-западнее Гомеля наши войска вели бои с противником...
В Баренцевом море потоплены танкер и транспорт противника общим водоизмещением в 12.000 тонн...
В течение дня наши войска на всех фронтах подбили и уничтожили 75 немецких танков. В воздушных боях и огнем зенитной артиллерии сбит 21 самолет противника».
В подобные скупые строки в годы войны укладывалось великое множество локальных побед над врагом или поражений, солдатских подвигов, случаев личного героизма и, к сожалению, трагедий миллионов семей, получавших «похоронки»...
25 ноября 1943 года - те, кто приближали День Победы, не знали, что до нее еще более 500 дней и ночей... Но они свято верили в эту Победу и отдавали ей все, что имели, в том числе собственные жизни...
Сегодня мы имеем возможность увидеть уникальное свидетельство одного из боевых эпизодов этого дня Великой войны и реально к нему прикоснуться.
Конец ноября 1943 года. С грузом «ленд-лиза» в северные порты СССР направлялся очередной караван союзников. Состоящий из 16 американских и британских транспортов, шедших в сопровождении 6 боевых кораблей охранения, он несомненно, представлял собой «лакомый кусок» для гитлеровских подводных лодок и авиации.
Одним из самых сложных с точки обеспечения безопасности являлся конечный этап перехода - когда на горизонте уже открывались очертания полуостровов Средний и Рыбачий, и было близко горло Белого моря, за которым ждал гостеприимный Архангельск.
Именно здесь на руку противнику играла близость его позиций к северным караванным путям. Для германской авиации это были аэродромы Луостари и Хебугтен, на которых базировались мощные ударные группы бомбардировщиков, штурмовиков и истребителей сопровождения.
В целях поддержки перехода союзнического конвоя командованием Северного флота была поставлена задача - непосредственно перед прибытием конвоя нанести бомбо-штурмовые удары по названным вражеским аэродромам, чтобы не дать фашистским асам возможности перехватить союзников в районе Варангер-фьорда.
Одной из авиационных частей, на которых возлагалось выполнение этой задачи, являлся 46 штурмовой авиационный полк ВВС Северного флота, дислоцируемый на аэродроме Ваенга-2 (Сафоново). Этот полк был единственным из всех авиационных частей флота, который имел на своем вооружении штурмовики Ил-2. Казалось бы «сухопутный» самолет, с успехом решавший задачи штурмовок на всех фронтах, активно применялся и на флотах.
Целями для Ил-2 становились позиции сухопутных войск и артиллерийские батареи противника в зоне оперативной ответственности флота, береговые укрепления врага, аэродромы, портовые сооружения, а также боевые, вспомогательные и транспортные суда в прибрежной зоне и многочисленных заполярных фьордах.
В боях в Заполярье 46 штурмовой авиационный полк принимал участие с весны 1943 года, перебазировавшись перед этим с Черноморского флота и переучившись на новые для себя Ил-2... День Победы полк встретил уже Дважды краснознаменным и Печенгским - за участие в Киркинесской операции... Но это будет позже...
25 ноября 1943 года 16 штурмовиков Ил-2 46 полка одновременно с бомбардировщиками Пе-2 и истребителями других полков совершили по 2 боевых вылета.
Первый оказался не совсем удачным - из-за плохих погодных условий, а они в Заполярье могут смениться достаточно быстро, вместо атаки аэродромов Хебугтен и Луостари штурмовикам 46 полка пришлось наносить удар по запасной цели. К сожалению, из этого вылета «домой» не вернулся один экипаж. Хебугтен смогла атаковать лишь группа бомбардировщиков Пе-2.
Так как задача полностью не была выполнена, то после улучшения погоды поступил приказ повторить вылет для удара по Луостари силами тех же 16 штурмовиков Ил-2 с сопровождением. В этот раз препятствий по пути не было, но противник встретил наши самолеты ожесточенным зенитным огнем и атаками истребительной авиации. Навстречу нашим самолетам в воздух успело подняться не менее 25 Ме-109.
Как указывалось в боевом донесении, в результате бомбо-штурмового удара «Илов» на земле уничтожено не менее 10 вражеских самолетов, подавлен огонь 6 зенитных точек, вызвано 26 очагов пожара. Дополнительно, в ходе воздушного боя штурмовиками было сбито 5 «мессеров» и истребителями сопровождения - еще 8. Но, к сожалению, и наши потери оказались весьма ощутимыми... Всего в этом налете было потеряно 6 из 16 штурмовиков, а также 5 истребителей сопровождения.
В итоге, только из состава 46 штурмового полка смертью героя погибли летчики Даниил Уйманов, Иван Лузанов, Владимир Котов, Иннокентий Соколов, Андрей Шаронов, Иван Новиков и Георгий Дороганов, воздушные стрелки Евгений Бугаев, Петр Кириченко, Василий Тихомиров, Федор Зверев, Алексей Токмаков, Алексей Сенник.
Более удачливым в этот день оказался экипаж летчика Валентина Скопинцева и воздушного стрелка Владимира Гуменного.
Для молодого летчика это был всего лишь 3-й боевой вылет, для стрелка - 2-й. И несмотря на малый опыт, на счету пилота добавились 2 уничтоженных самолета на земле и 1 подавленная зенитная точка, а у стрелка - сбитый в воздушном бою Ме-109. Однако и их самолет был подбит...
На изрешеченной машине, движок которой давал перебои, и с раненым стрелком в задней кабине летчик смог дотянуть почти до родного аэродрома Ваенга-2... Впрочем, под крылом уже своя территории и даже вынужденная посадка была не так страшна... На машине с окончательно заглохнувшим движком Скопинцев совершил посадку «на брюхо» на недавно вставший лед озера всего в нескольких километрах от Ваенги. Он успел сам вытащить боевого друга из кабины, залитой кровью. И тут подоспела помощь товарищей... Но в ноябре лед даже за Полярным кругом не может долго удерживать бронированную многотонную машину. И вернувшаяся из полета боевая машина, изрешеченная вражескими попаданиями, но доставившая летчиков почти «домой» затонула в глубинах озера...
И вот прошло без малого 70 лет, пока в 2011 году этот самолет не был обнаружен группой энтузиастов. Отправной точкой для их поисков послужили рассказы Валентина Скопинцева в своё время своим детям о фронтовых годах... Ветерана уже давно нет в живых, но когда-то им рассказанное в последние годы выкристаллизовалось в идею поднять боевой самолет, отреставрировать его и оставить последующим поколениям как память об их предках, жизнью и кровью защитивших свою Родину... Этот памятник им - долг ныне живущих...

C подробностями мероприятия можно ознакомиться на нашем портале в разделе «Фоторепортаж».

 

Поделиться: